-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
+375 162 37-00-96 (телефон)
+375 162 21-65-17 (телефон)
+375 162 21-70-53 (факс)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
-
Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 217/1
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 21-06-68 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by -
Услуги
Качество эмоциональных связей
Качество эмоциональных связей ребёнка с матерью или близкими взрослыми
определяет характер его психического развития,
что, в конечном счёте, определяет уровень психического здоровья.
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Эмоциональная связь начинается с самого рождения, когда ребёнок выделяет мать или другое лицо, ухаживающее за ним, как центральную фигуру и адресует ей свои потребности, обменивается первичными коммуникациями (улыбки, звуки). Ребёнок внимательно следит за глазами взрослых и их движениями. Достаточно быстро ребёнок начинает узнавать голоса мамы и папы, других близких людей. Он начинает различать запахи «своих» и «чужих» и предпочитает запах грудного молока своей матери.
Знакомый запах, ласковый голос, то, как его прижимают к себе и носят, успокаивает, создаёт у ребёнка чувство надёжности, стабильности, безопасности. Благодаря первым контактам у ребёнка начинает появляться чувство собственной значимости, необходимое для того, чтобы он стал личностью.
Для эмоционального развития ребёнка родители должны с первых же дней ласково разговаривать с ребёнком, петь колыбельные и весёлые детские песни, рассказывать детские стихи.
Ребёнок в процессе общения с матерью учится связывать определённые события с соответствующей эмоциональной оценкой матери, и постепенно учится сам ориентироваться в происходящих событиях и регулировать свои эмоции.
Уже с первых дней младенец пытается понять, что происходит вокруг, связать события, людей и впечатления в одно целое. Регулярность действий (кормление, переодевание, купание, прогулки на улице и др.) помогают ребёнку установить понятие времени «тогда» и «сейчас». Родители должны объяснять ребёнку, что происходит вокруг. Уже в два года большинство детей имеют свой собственный внутренний опыт, они могут видеть и понимать окружающее по-другому, чем взрослые. Полученный в ходе взаимодействия с близкими людьми опыт общения и его правила ребёнок переносит на взаимодействие с другими людьми.
В возрасте 8-10 месяцев младенцы начинают понимать эмоции других людей. Такая способность ребёнка помогает ему правильно вести себя в незнакомых ситуациях. С помощью улыбки ребёнок устанавливает контакты с взрослыми.
Качество эмоциональных связей с взрослыми и детьми определяется эмоциональным развитием ребёнка. На первом году жизни у младенцев появляются первичные эмоции: интерес, страдание, отвращение и удовлетворение (видимые на лицах), гнев, печаль, удивление и страх. На втором-третьем году жизни появляются вторичные эмоции: смущение, гордость, вина и стыд. Они появляются после того как ребёнок научился узнавать самого себя и уже с помощью родителей знает, какое поведение хорошее, а какое плохое.
Эмоциональная саморегуляция ребёнка начинается в раннем возрасте. Родители должны быть образцами позитивных эмоций, хорошо заботиться о ребёнке, стараться продлить приятные эмоции младенца и всё меньше реагировать на внешнее выражение его отрицательных. Это помогает ребёнку правильно справляться со своими эмоциями.
Маленькие дети делают попытки справиться со своим гневом и печалью. Но способность регулировать эмоции развивается медленно, и только ко времени учёбы в школе ребёнок постепенно приобретает умение следовать культурно обусловленным правилам выражения эмоций.
Для того чтобы эмоционально развивать ребёнка, учить его понимать свои эмоции, эмоции других детей и взрослых, родители могут покупать куклы с разными эмоциональными выражениями лица. Сегодня в продаже такие куклы есть: они плачут, смеются, сердятся и т.п. Можно приобретать игры, типа лото с лицами на карточках, выражающими разные эмоции. Такие игры и игрушки родители могут сделать сами, например, с помощью пустой яичной скорлупы с небольшим отверстием для указательного пальца руки родителя и с нарисованными эмоциональными лицами (такие куклы у нас называют «пальчиковыми», но вы можете встретить название «Би-Ба-Бо»). Кукол можно сшить из ткани, связать крючком или спицами, вылепить из пластилина и т.д. С их помощью можно разыгрывать различные ситуации, меняя куклы в зависимости от того, какие чувства они должны активизировать.
Можно также вести дневник, и сам малыш будет рисовать свои эмоции и настроение, передавая их разными цветами в виде каракулей.