Особенное имя, лицо, тело и семья

Ребёнок должен знать, что у него особенное имя, лицо, тело, что у него есть семья,

что он ценен сам по себе и имеет право быть счастливым и любимым.

Родители помогают ребёнку в формировании собственного Я и понимания, чем он отличается от других. Для этого им необходимо разговаривать с ребёнком о нём самом, его поведении в любом возрасте, начиная с раннего детства. Личность ребёнка определяет его имя, понимание своего пола и знание своего тела, его желание быть хорошим и признанным, его воспоминания и жизненные планы, рамки поведения: я могу и я обязан.

Прежде всего, необходимо обеспечить идентификацию с собственным именем. Ребёнок должен любить его. Имя – центр личности, вокруг которого формируется сознание малыша. Каждое имя имеет свои истоки, смысл и звучание. Родителям следует объяснить ребёнку, почему его так назвали, как его называют близкие и знакомые. В беседе с ребёнком выяснить, какие модификации своего имени он знает, какое ему нравится больше всего; объяснить, что значит «тёзка». Рассказать, как его будут называть, когда он вырастет. Малыш должен знать, что при первом знакомстве следует называть своё имя. Обращаться к человеку нужно по имени, приветливо глядя ему в глаза. В подростковой культуре часто приняты прозвища и клички – этому трудно противостоять. Но родителям стоит попытаться помочь ребёнку победить в этом противостоянии!

Ребёнок должен вовремя осознать, что он мальчик или девочка. Родители объясняют, как ведут себя мальчики и девочки, какими они должны быть: смелыми, сильными или ласковыми, нежными. Следует помнить, что у разных национальностей, в различных культурах представления об идеальном мужчине или женщине могут отличаться.

Ребёнок также должен учиться узнавать, чувствовать и любить своё тело. Малышу важно знать, что каким бы он ни был (худеньким или полным, длинным или невысоким), тело его красиво, уникально пропорциями, пластикой и неповторимым своеобразием.

Родители должны быть деликатными, обсуждая особенности телосложения ребёнка. В беседах они могут попросить ребёнка создать свой словесный портрет; могут рассматривать вместе его отражение в зеркале, проговаривать, какие у него черты лица, форма головы, волосы и т.д. На кого он похож? Какая у него улыбка?

Ребёнку важно знать, что он не случаен в этой жизни, не одинок. У него, помимо родителей, бабушек и дедушек, есть ещё родственники и предки, далёкие и близкие. Родители должны рассказывать ребёнку семейные истории и истории, связанные с прошлым его рода, его нации и Родины. Можно совместно с ребёнком составить простейшее генеалогическое дерево и показать на нём его место.

Важно с самого детства знать, что человек принадлежит к определённой нации и расе. Родители могут рассматривать картинки и фотографии разных людей и объяснять малышу, что дети и взрослые разных наций и рас выглядят по-разному, но в то же время они по-своему красивы. Ребёнку постарше можно рассказывать о своих национальных традициях, о выдающихся людях и достижениях, учить с ним национальные песни и танцы, принимать участие в праздниках, надевать национальные костюмы.

Ребёнку очень важно нравиться другим и чувствовать себя любимым. Родители никогда не должны скупиться на похвалу ребёнку за его достижения, обзывать его, давать ему негативную характеристику.

Малыш с раннего детства способен оценивать своё поведение: когда он поступает хорошо, а когда  плохо, что можно делать, а что нельзя. Важно установить в семье общие критерии для оценивания поведения ребёнка. Родители не должны давать различающиеся оценки поступкам ребёнка. Наказывая ребёнка, надо объяснить, за что его наказали, и как ему следует поступить, чтобы не наказывали.

Для человека в жизни важно иметь своё прошлое, настоящее и будущее. Это определяет его самосознание и индивидуальную судьбу. Задача родителей: помочь ребёнку осознать, что он растёт: когда-то он был маленьким, но обязательно станет взрослым. Родителям следует рассказывать малышу о его раннем детстве; вспоминать различные эпизоды из его жизни, но при этом обязательно дать почувствовать, что он был весьма милым. Надо помочь малышу заглянуть в его будущее. Кем он хочет стать? Обсудить с ним, каким он хочет быть человеком. Такие беседы надо вести с детьми всех возрастов. Даже старшие подростки любят слушать о своём младенчестве и детстве.

Малышу, несмотря на его малые годы, полезно знать, что он с рождения обладает правами и обязанностями. Родители могут рассказать своему ребёнку, что он имеет право на имя, игры и учёбу, на защиту, независимо от его расы, национальности, языка, пола и т.д. Любой ребёнок, независимо от возраста, имеет право чувствовать себя счастливым, быть признанным и любимым. Необходимо объяснить ребёнку, что у него также есть обязанности: убирать игрушки, делать уроки, помогать по дому. С возрастом круг обязанностей и ответственность ребёнка должны возрастать и должна устанавливаться связь между правами и обязанностями.