Региональный научно-методический семинар «Проблемы лингводидактики в свете новой образовательной парадигмы»

24 марта 2017 года состоялся очередной Региональный научно-методический семинар «Проблемы лингводидактики в свете новой образовательной парадигмы», ежегодно организуемый кафедрой общего и русского языкознания. На семинаре присутствовали более 30 учителей-филологов г. Бреста и Брестской области.

В этом году семинар был посвящён проблеме лингвистического анализа текста на уроках русского языка. Основной доклад, содержащий теорию вопроса, сделала кандидат филологических наук, доцент Татьяна Михайловна Лянцевич. Учитель-словесник лицея № 1 г. Бреста Анна Николаевна Сверба поделилась своим богатым опытом формирования у учащихся профильных (филологических) классов умений проводить лингвистический анализ текста, а также методическими проблемами, связанными с этим непростым видом работы. Интерес у присутствующих вызвало и выступление учителя-филолога Речицкого детского сада – средней школы Каменецкого района Веры Николаевны Философ, которая познакомила участников семинара с методикой частичного анализа текста на уроках русского языка по грамматическим темам.

Как и в предыдущие годы, в работе семинара в роли выступающих приняли участие студенты и учащиеся. Студентка 5 курса Галина Демидюк представила результаты диагностического среза, проведённого в ходе педагогической практики в 10-х классах гимназии № 4 и СШ № 7 г. Бреста. Целью среза было определение уровня восприятия десятиклассниками текста религиозно-философского содержания (автор текста – известный православный публицист, протоиерей Андрей Ткачёв). Ученица 11 класса гимназии № 4 г. Бреста Маргарита Полюхович, получившая в этом учебном году на Республиканской конференции исследовательских работ учащихся по языку и литературе Диплом I степени, познакомила присутствующих с основными положениями своей научной работы на тему «Художественный текст как феномен культуры: анализ экстралингвистических параметров стихотворения А.С. Кушнера «Художник напишет прекрасных детей…» (руководитель работы – учитель русского языка и литературы гимназии Т.А. Подуто).

Подводя итоги работы семинара, заведующая кафедрой общего и русского языкознания Ольга Борисовна Переход отметила, что лингвистический анализ текста в школьной программе по русскому языку для средней школы, предполагающий формирование у учащихся умений видеть связное высказывание как сложную языковую единицу, является важным методическим приёмом на пути обучения школьников интерпретации художественного текста.

В заключение для гостей-словесников была организована экскурсия по факультету, выступление профориентационной агитбригады и беседа со студентами – будущими учителями-филологами.

Кафедра общего и русского языкознания

Поделиться: