«1 сентября каждого учебного года я с нетерпением, трепетом и большими надеждами встречаю первокурсников»
Интервью с заместителем декана юридического факультета по научной работе Займист Галиной Ивановной

Здравствуйте, Галина Ивановна! Для начал расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как судьба привела Вас в наш университет? Как складывалась работа здесь?

Обучаясь на философском факультете в МГУ имени М. В. Ломоносова, познакомилась с моим будущим мужем, студентом этого же факультета. Поженившись и окончив аспирантуры, мы решили начать свою новую профессиональную деятельность в Беларуси, на родине супруга, в качестве преподавателей философии в Брестском педагогическом институте имени А. С. Пушкина. Мой первый рабочий день здесь – это 4 января 1980 года. Нас очень хорошо приняли, создали все условия для карьерного роста, и по сегодняшний день эта традиция для молодых специалистов практикуется в нашем университете.

 

– Вы долгие годы работаете в сфере высшего образования. Произошли ли какие-то принципиальные изменения в этой сфере? Отличаются ли современные студенты от студентов прошлых лет?

Я проработала в нашем университете более 40 лет и могу сказать, что в каждом десятилетии образование претерпевало принципиальные изменения в соответствии с теми трансформациями, которые происходили в обществе. Сегодня новации в образовании диктует цифровая трансформация экономики. Мы говорим о «Цифровом университете» со всеми вытекающими отсюда его характеристиками. В этом направлении движется и наш университет. Значительные изменения в высшей школе страны стали происходить и вследствие присоединения Республики Беларусь к Болонскому процессу.

Особое слово о студентах. 1 сентября каждого учебного года я с нетерпением, трепетом и большими надеждами встречаю первокурсников. Особенно привлекает их идеалистический романтизм относительно своей будущей профессии. Постепенно этот романтизм преодолевается реализацией принципа практикоориентированности учебного процесса.

О студентах нельзя говорить, что когда-то они были лучше или хуже. Каждое поколение студентов сталкивается со своими трудностями, ставит перед нами, преподавателями, все более высокую планку, мотивируя тем самым искать новые формы теоретического, методического и практического обучения.

И последнее в этом ряду – я студентов люблю, моя жизненная среда бессмысленна без студентов.

 

В 2020 году пришлось вносить серьезные изменения в учебный процесс, переходить на новые, не совсем привычные формы работы. Как Вы считаете, каково будущее у обучения, сопряженного с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)?

Каково будущее? Будущее уже сегодня, мы слегка опаздываем. Если проблема с компьютерной грамотностью студентов решается, то с их информационной культурой и информационной грамотностью дела обстоят сложнее. Особенности коммуникации в современной информационной среде требуют от студентов новых способов и методик распознавания, взаимодействия и усвоения информации, которыми они сами с трудом овладевают, этому их необходимо специально обучать.

Кроме этого, опыт дистанционного обучения двух последних семестров показал, что студентам необходимо перестраиваться и переходить от традиционных форм обучения к овладению новой культурой самоорганизации и делового общения с преподавателями в учебном процессе с использованием ИКТ.

 

– Вы уже много лет курируете вопросы студенческой науки. Как развивалось это направление работы юридического факультета? Каких высот удалось достигнуть, с какими проблемами столкнуться?

На протяжении всего периода существования факультета кафедры и факультет в целом постоянно занимали призовые места в университетском рейтинге по всем направлениям научно-исследовательской деятельности студентов. Эти успехи – результат целенаправленной работы всего нашего коллектива: руководства, преподавателей и самих студентов. Особое значение здесь имела и имеет стратегия деканата на максимальный охват и привлечение большинства студентов к научно-исследовательской работе.

 

Что с Вашей точки зрения дает студенту занятие научной деятельностью? Как написание статей и участие в научных конференциях поможет ему в будущей профессиональной деятельности?

Формирование научно-исследовательских компетенций у будущих специалистов – одно из обязательных требований Образовательных стандартов для получения высшего образования в Республике Беларусь За реализацию этого требования в равной степени ответственны и преподаватели, и студенты. Научно-исследовательская работа – это не хобби для студента, а необходимость, составная часть его становления как инновационного, креативного, творческого специалиста, соответствующего запросам современного рынка труда.

В качестве примера приведу такой факт. Не так давно у нас на факультете состоялась встреча студентов с представителями нанимателей – нотариата и органов государственного управления. Их выступления были посвящены проблеме значения научно-исследовательских компетенций в практической деятельности нотариуса и государственного служащего. На конкретных примерах нотариус и начальник отдела органа государственного управления показали, как в решении практических профессиональных задач, а тем более в нестандартных ситуациях, приходится проводить научно-исследовательские поиски.

 

– Как Вы проводите свое свободное время?

На первом месте – общение с внучкой и внуком. Еще очень люблю возиться на земле. У нас сад (52 фруктовых дерева!), где хорошо растут персики: балуем себя ими с июля по октябрь. Много ягодных кустарников, а в огороде собираем отличный урожай баклажанов, перцев и других овощей.

 

– Что позволяет Вам всегда оставаться такой деятельной и энергичной?

Общение со студентами.

 

– Что пожелаете тем, кто сейчас читает эти строки?

Любите студентов!

 

– Галина Ивановна, а в завершение нашего интервью давайте проведем небольшой блиц-опрос.

  1. Книга, которую стоит прочесть? – Советовать сложно, но поделиться могу. Сейчас я увлеклась авторами, которые относятся к самым цитируемым в мире из живущих. Среди них, например, Ноам Хомский, Нассим Николас Талеб.
  2.  Место, где стоит побывать? – В памятных местах. Чем короче историческая память во всех её измерениях, тем беднее человек «во всех его измерениях».
  3. То, о чем стоит помнить в трудную минуту? – Что ты не одинок. Обязательно рядом найдется тот, кто поймет, подскажет и поможет.
  4. Качества, которые Вас привлекают в людях? – Трудолюбие, порядочность, честность.
  5. Качества, которые Вас отталкивают в людях? – Лень, предательство, лживость.
  6. Каким видом спорта Вы занимались? – Фехтованием, малым и большим теннисом.
  7. Кем Вы мечтали стать в детстве? – В детстве не помню, а в юношеские годы – юристом.
  8. Чему бы еще Вы хотели научиться? – Всему тому, что обеспечило бы мне возможность быть актуальной по большому кругу бытия.

 

– Огромное спасибо Вам за интервью!