С 29 мая по 10 июня 2023 года студенты 2 курса специальности «География» прошли краеведческую (учебно-ознакомительную) практику под руководством доцентов кафедры географии и природопользования Ирины Васильевны Абрамовой и Дениса Анатольевича Трофимчука.

Первые 3 дня практики прошли у нас в Бресте. Мы посетили Брестскую областную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, где заместитель начальника Сергей Николаевич Мычко рассказал о деятельности инспекции по выявлению нарушений в сфере охраны растительного и животного мира (фактов незаконной добычи рыбы, браконьерства и иных нарушений правил охоты, нарушений в сфере лесопользования). Мы познакомились с условиями работы сотрудников и материальным оснащением базы Брестской областной инспекции.

Следующий объект нашей практики - Набережная Франциска Скорины, где мы изучили видовой состав древесных насаждений, которые используются в озеленении Бреста.

Затем мы побывали в Полесском аграрно-экологическом институте Национальной академии наук Беларуси. Директор института Николай Васильевич Михальчук рассказал о структуре института, научных проектах и достижениях, планах на будущее. Мы совершили небольшую экскурсию по лабораториям института.

31 мая мы посетили Брестский мусороперерабатывающий завод, на него возложены функции по сбору, вывозу, переработке и утилизации твердых бытовых отходов (в зону обслуживания входят  Брестский, Жабинковский и Каменецкий районы). Экскурсию по заводу нам провела инженер по охране окружающей среды отдела экологии и внешних связей Наталья Васильевна Дранец. Она рассказала историю строительства предприятия и познакомила с работой механико-биологической установки по обработке ила и осадков сточных вод, линии по сортировке бытовых отходов и извлечению вторичных материальных ресурсов, цеха переработки органики,  местной мини-ТЭЦ, участка по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Путешествие по Беларуси заняло у нас 10 дней. Первого июня мы выехали из Бреста, наш путь лежал в восточную часть Брестской области - в город Пинск. Город знаменит своей историей и предприятиями. В Пинске сейчас насчитывается свыше 160 исторических объектов. Первым делом мы посетили ЗАО «Амкодор-Пинск» - предприятие по производству современной специальной техники, используемой в дорожном строительстве, коммунальном и сельском хозяйствах, лесопромышленном, логистическом и топливно-энергетическом комплексах. В сопровождении начальника технологического отдела Олега Евгеньевича Салайда мы прошли по цехам завода, увидели, как настоящие мастера своего дела производят уникальные машины. Затем мы отправились на ЗАО «Холдинговая компания "Пинскдрев"» – крупное предприятие деревообрабатывающей отрасли. К большому сожалению, нам не удалось попасть непосредственно на производство (т.к. это опасно). С историей и основными производственными процессами предприятия мы познакомились в ходе экскурсии по музею и территории предприятия, с образцами мебели, в т.ч. элитной, - в фирменном магазине. Экскурсию нам провели инженер по подготовке кадров Ольга Николаевна Ермолович  и журналист "Вестник ЗАО Пинскдрев" Ася Александровна Терлецкая. Мы также посетили Пинский педагогический колледж БрГУ имени А.С. Пушкина, с особенностями учебного процесса и материально-технической базой колледжа нас познакомила директор Светлана Андреевна Борчук. В завершение дня мы совершили вечернюю прогулку по центральной части Пинска и набережной р. Пина.

Второго июня мы отправились в Микашевичи “добывать” гранит, диорит и другие горные породы в главном горнодобывающем карьере страны. РУПП «Гранит» на сегодняшний день выпускает более 21 млн. тонн нерудных строительных материалов в год.  Основная деятельность предприятия направлена на обеспечение строительной индустрии строительными материалами.

В ходе интереснейшей экскурсии "Знакомство с ландшафтом гранитного карьера «Микашевичи»" в сопровождении специалиста по музейным фондам предприятия Нины Николаевны Киндрук нам удалось спуститься на 60 метров вниз на дно карьера. С технологией добычи строительного камня мы познакомились на смотровой площадке карьера и в музее предприятия.

Затем мы отправились в Туров - торговый и политический центр X-XI вв., один из самых старых городов Беларуси. Город Туров известен как родина древнерусского епископа и философа Кирилла Туровского. Вечером мы совершили пешую прогулку по древнему городу, побывали на Замковой горе, посетили биологический заказник “Туровский луг”

На следующее утро мы отправились в агрогородок Юровичи, там мы совершили экскурсию по музейной экспозиции «Юровичская позднепалеолитическая стоянка первобытного человека», где нам рассказали много интересных фактов о первобытных людях на территории Беларуси. По рекомендации местных жителей мы также посетили Свято-Рождество-Богородичный Юровичский мужской монастырь. После посещения монастыря мы отправились в Гомель.

Воскресенье (4 июня)  было целиком посвящено знакомству с Гомелем. Мы посетили Дворец Румянцевых и Паскевичей – главный символ и достопримечательность города, центральный объект Гомельского дворцово-паркового ансамбля, одно из старейших музейных учреждений Беларуси. Прогулялись по пейзажному парку и скверу Андрея Громыко, увидели множество других достопримечательностей Гомеля.

5 июня было посвящено знакомству с промышленными предприятиями региона. В городе Речица совершили путешествие по "Нефтяному маршруту". В роли экскурсоводов по маршруту выступили заместитель начальника управления по развитию объектов социальной сферы Сергей Сергеевич Якубук и  специалист отдела маркетинга и социального развития Линда Сергеевна Хилькевич. Мы посетили предприятия, которые входят в производственное объединение “Белоруснефть” - лидера топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. Посмотрели своими глазами, как осуществляется бурение скважин на нефть и ее добыча, увидели, в каких условия работают наши нефтяники. Посетили стелу в честь добычи на нашей земле 100-миллионной тонны нефти, фотоэлектрическую станцию - вторую по мощности в нашей стране. Побывали в Музее Белоруснефть ДКиТ «Нефтяник». В санатории “Солнечный берег” нам рассказали об условиях для отдыха гостей здравницы и лечебно-оздоровительных процедурах.

Следующим объектом стал “Гомсельмаш” - предприятие по производству сельскохозяйственной техники, современный многопрофильный производитель, выпускающий под брендом GOMSELMASH зерноуборочные, кормоуборочные, початкоуборочные и картофелеуборочные комбайны комбайны, косилки и др. Экскурсию по предприятию нам провела ведущий специалист отдела идеологической и информационной работы Ирина Анатольевна Бескровная. Некоторым из девушек удалось даже попасть на тест-драйв новых комбайнов завода.

На следующий наш день нам предстоял большой переезд - из Гомеля в Полоцк (примерно 500 км на север). В Жлобине мы посетили флагман отечественной металлургии - Белорусский металлургический завод (БМЗ), который производит продукцию чёрной металлургии. Здесь мы совершили автобусную экскурсию по территории завода, в ходе которой нам показали дуговые электропечи, цеха по трубному, сортопрокатному и метизному производствам. Мы побывали в музее БМЗ, где узнали историю завода и увидели ассортимент высококачественной металлопродукции, имеющей широкое применение в строительстве, машиностроении, производстве автомобильных шин и резинотехнических изделий, нефтегазовой промышленности. Начальник бюро по работе с молодёжью Андрей Васильевич Ананчиков познакомил нас с работой первичной организации БРСМ на предприятии.

Наш маршрут включал посещение мемориального комплекса “Буйничское поле”, который был возведен в память о героической обороне города Могилёва в июле 1941 года, центральным объектом мемориала является часовня, внутри которой находится маятник Фуко. Память павших в Великой Отечественной войне мы почтили минутой молчания.

Седьмого июня мы знакомились с Полоцком - самым старым городом Беларуси, посетили Свято-Ефросиньевский монастырь и Софийский собор. По сложившейся традиции "отметились" у центра Европы.

Затем мы побывали в самом маленьком городе страны. Дисна находится в Миорском районе Витебской области. Здесь мы прошли по мосту, возраст которого около 125 лет. В городе сохранились оригинальная немецкая планировка улиц XVI века, дореволюционные дома, а самое главное - неповторимый шарм тихого и уютного местечка.

Следующая остановка - агрогородок Слободка, который находится на территории Национального парка "Браславские озёра". Знакомство с национальным парком начали с посещения экотропы. Экологическая тропа "Слободковская озовая гряда" знакомит посетителей с водно-ледниковыми формами рельефа, растительными покровом и животным миром озерного края,  среди тем информационного насыщения городище VII века до н.э. – VI века н.э. и  XI – XIII вв. н.э., военный полигон пограничных польских войск (1920–1939 гг.).

Восьмого июня мы продолжили знакомиться с Браславскими озёрами. Первым объектом в этот день стало озеро карстового происхождения – Божье око, которое получило название за свою форму, близкую к кругу. Затем посетили экологическую тропу “Парк Бельмонт” – второй по величине парк Беларуси, площадью 62 га, заложенный в середине XVIII века.  Заключительной точкой стала гора Маяк и экотропа на ее территории. Гора Маяк является одной из лучших обзорных точек Браславского Поозерья. Это уникальный природный объект, расположенный между озерами Снуды и Струсто. Мы поднялись на смотровую площадку, с которой открываются исключительные по живописности и великолепию природные ландшафты, озера с многочисленными островами и отмелями.

Ночевали мы в Национальном парке «Нарочанский» на туристической стоянке на озере Большие Швакшты.

Девятого июня мы направились на Белорусскую АЭС в Островецком районе Гродненской области. По пути заехали на самое большое озеро Беларуси - озеро Нарочь. Мы побывали в информационном центре Белорусской АЭС и учебно-тренировочном центре для подготовки персонала АЭС, где ознакомились с работой полномасштабного тренажера щита управления станцией.  Смогли увидеть основные объекты атомной электростанции. Ведущий специалист отдела информации и общественных связей Анна Ростиславовна Якубова рассказала о развитии атомной энергетике в мире, природе атомной энергии, принципах работы АЭС.

Из Островца мы направились в сторону геостанции “Западная Березина” Белорусского государственного университета. По дороге мы остановились в агрогородке Гервяты, где посетили один из самых высоких католических храмов Беларуси – Костел Святой Троицы, который является памятником архитектуры и включен в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Последний день выездного этапа практики выдался насыщенным. Мы побывали на Саковщинской ГЭС на р. Западная Березина, где мини-лекцию нам прочёл д.г.н., профессор Пётр Степанович Лопух (БГУ). Затем посетили Воложин, первое знакомство с которым стало потрясающим благодаря экскурсии в сопровождении к.г.н., доцента Алексея Евгеньевича Яротова (БГУ). Далее отправились в Налибокскую пущу. Республиканский заказник «Налибокский» расположен на территории Воложинского и Столбцовского районов Минской области, Ивьевского и Новогрудского районов Гродненской области. Здесь нашему вниманию была представлена общая информация о пуще, ее обитателях. Заместитель директора природоохранного учреждения Сергей Иванович Тумель познакомил нас с проектом по восстановлению тарпановидной лошади и работой глухариного питомника. Совершили экскурсию по экологической тропе "Сябрыньский перекресток".

Программа практики выполнена. На протяжении всего периода краеведческой учебно-ознакомительной практики мы преодолели более 3000 км, познакомились с работой ряда предприятий, организаций, посетили особо охраняемые природные территории, историко-культурные центры и увидели много новых запоминающихся мест в различных городах Беларуси. Данная практика останется в наших сердцах и памяти на долгие годы.

Сотрудники и студенты факультета естествознания выражают искреннюю благодарность за организацию и проведение экскурсий руководству и сотрудникам предприятий и организаций: ЗАО «Амкодор-Пинск», ЗАО «Холдинговая компания "Пинскдрев"», РУПП «Гранит», ПО «Белоруснефть», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга "БМК"», государственного предприятия «Белорусская АЭС»,  директору Пинского колледжа учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», директору Полоцкого колледжа учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», директору ГУО "Средняя школа № 2 г.Туров" - за содействие в размещении группы студентов в ходе практики.