Значение и значимость слова Акты внедрения

 

Внедрение результатов студенческой научно-исследовательской группы «Значение и значимость слова»
в учебный процесс

2009 г. Материалы научной работы студентки 4 курса Ломовской (Артихович) О.А. «Метафора в восточной лирике поэтов серебряного века (на примере произведений И. Бунина, А. Блока, Н. Гумилева, К. Р.)» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «История русского литературного языка» на филологическом факультете включены: определение синестезии, анализ использования синестетических метафор в языке художественной литературы серебряного века, а также собранный студенткой иллюстративный материал, извлеченный из произведений И. Бунина, А. Блока, Н. Гумилева, К. Р. Материалы об особенностях и частоте использования синестетической метафоры дают представление студентам о характерных особенностях поэтического языка начала ХХ века, о поисках в области лексической экспрессивности.

2010 г. Материалы научной работы студентки 5 курса Ломовской (Артихович) О.А. «Метафора в идиостилях писателей серебряного века» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «Лингвистический анализ художественного текста» на филологическом факультете включены: статистические данные по частотности использования метафор в произведениях И. Бунина, А. Блока, Н. Гумилева и К. Р., а также выводы, полученные студенткой с помощью сопоставительно-стилистического и количественного методов. Статистические данные по частотности использования метафор в произведениях И. Бунина, А. Блока, Н. Гумилева и К. Р., дополняют раздел «Основные принципы, приемы и методы ЛАХТ» и служат иллюстративным материалом при разъяснении сути сопоставительно-стилистического и количественного методов анализа художественного текста.

2012 г. Материалы научной работы магистранта Тригук (Зайцевой) М.О. «Цветовая модель времени в языковой картине мира И.А. Бунина и И.С. Тургенева» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина (2 акта). Теоретические и иллюстративные материалы по взаимодействию средств выражения категории времени с цветовыми обозначениями в художественном тексте используются в преподавании учебной дисциплины «Лингвистический анализ художественного текста», в организации учебно-исследовательской работы студентов по курсовым проектам. В преподавании учебной дисциплины «Стилистика и культура речи» используются теоретические и иллюстративные материалы по цвето-временной модели художественного текста. Использование данных материалов способствует формированию у студентов знаний о взаимодействии текстов и культуры, выработке навыков анализа художественного текста, усиливает мотивацию к изучаемому предмету, позволяет развить лингвистическую компетенцию студентов.

2013 г. Материалы научной работы студентки 5 курса Чабурко О.В. «Современные тенденции в акцентологии русского языка» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «Современный русский язык» (раздел «Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Теория письма») на филологическом факультете включены: теоретические выводы о современных акцентологических тенденциях и причинах акцентологических ошибок; иллюстративный материал (результаты экспериментов). Полученные студенткой данные способствуют усвоению обучающимися акцентологических норм.

2014 г. Материалы научной работы магистранта Чупик А.А. «Англицизмы в современном русском литературном языке» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «История русского литературного языка» на филологическом факультете включены: теоретические выводы об экстралингвистических и интралингвистических причинах интенсивного заимствования лексики из английского языка в русский, способах освоения заимствований; система упражнений для отработки навыков выявления англицизмов в русскоязычных текстах и анализа степени освоенности заимствований. Полученные магистрантом данные дополняют знания студентов о языковых процессах конца ХХ –начала ХХI века.

2014 г. Материалы научной работы магистранта Чупик А.А. «Языковые черты постмодернистских романов» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «История русского литературного языка» на филологическом факультете включены: теоретические выводы об отличительных чертах романов эпохи постмодернизма (метафоризация, жаргонизация, языковая игра на разных уровнях языка, обильное включение разговорной эмоционально-оценочной лексики и стилистическое освоение англицизмов); списки англицизмов, встретившихся в русскоязычных романах Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и «Generation“П”» (как узуальных, так и окказиональных), классифицированных по значению и степени освоенности. Полученные магистрантом данные помогают студентам сформировать представление о характерных особенностях языка художественной литературы конца ХХ –начала ХХI века.

2014 г. Материалы научной работы магистранта У Синь «Концепты “вода”, “земля”, “огонь” в русской и китайской культуре» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «Сравнительная грамматика восточнославянских языков» включены полученные магистрантом выводы об универсальных составляющих концептов “вода”, “земля”, “огонь” и уникальных для восточных славян смыслах этих концептов; списки фразеологизмов с компонентами огонь, вода, земля. Данные материалы способствуют формированию у студентов представлений о восточнославянской языковой картине мира.

2016 г. Научная разработка студентки 5 курса Хайдаровой Л.Д. (в соавторстве с научным руководителем) «Англицизмы-неологизмы в восточнославянских языках», выполненная по теме НИР «Славянские языки: система и функционирование» (№ гос. регистр. 20164048), используется в специальном учебном курсе «Сравнительная грамматика восточнославянских языков» в БрГУ имени А. С. Пушкина. Разработка включает учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по теме «Лексический состав восточнославянских языков», позволяющие вести направленную работу по изучению как интернационализмов, так и специфических для каждого из восточнославянских языков англицизмов, закономерностей их освоения; словарные материалы к учебному словарю «Неологизмы-англицизмы» (еще не зафиксированные в толковых словарях новые англицизмы из современных СМИ); списки научной литературы по неологии для организации научно-исследовательской работы студентов.

2016 г. Научная разработка студентки 3 курса Валюк (Литвинович) Е.А. (в соавторстве с научным руководителем) «Библейская фразеология в русском литературном языке», выполненная по теме НИР «Славянские языки: система и функционирование» (№ гос. регистр. 20164048)  используется в учебном курсе «Научный стиль» в БрГУ имени А. С. Пушкина. Разработка включает учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по темам «Научный стиль в ряду функциональных стилей», «Жанры научного стиля», «Общенаучная и специальная лексика в текстах по языкознанию», «Сферы использования научного стиля», позволяющие вести направленную работу по изучению терминов фразеологии, выявлению особенностей учебно-научного и собственно научного подстиля, установлению характерных черт жанров тезисов, аннотации, реферата, доклада; словарные материалы к учебному словарю фразеологической терминологии; списки научной литературы по проблемам библейской фразеологии для организации научно-исследовательской работы магистрантов.

2017 г. Материалы научной работы магистранта Степаненко Ю.Н. (в соавторстве с научным руководителем) «Диминутивы в языке русской художественной прозы» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «Современный русский язык» включены учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по теме «Словообразовательные типы с модификационным словообразовательным значением», позволяющие вести направленную работу по изучению разновидностей диминутивных суффиксов и их продуктивности; словарные материалы к учебному словарю «Диминутивы в современном русском языке»; списки научной литературы по словообразованию для организации научно-исследовательской работы студентов.

2018 г. Научная разработка студентки 4 курса Валюк (Литвинович) Е.А. «Библейские фразеологизмы: происхождение и употребление» внедрена в учебный процесс гимназии № 4 г. Бреста. Разработка включает описание происхождения, значения и особенностей употребления в современной русской литературе 53 фразеологизмов библейского происхождения; задания по выявлению библейских фразеологизмов в тексте и определению их контекстуального значения. Материалы используются в преподавании учебного предмета «Русский язык» при изучении тем «Фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний», «Устойчивые обороты слов и фразеологические словари» (раздел «Лексика») в 5 классе и при проведении факультативных занятий по русскому языку.

2018 г. Научная разработка студентки 4 курса Трофимук А.В. (в соавторстве с научным руководителем) «Неологизмы в современных русских СМИ» внедрена в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «История русского литературного языка» включены учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по теме «Тенденция к нарушению норм в языке художественной литературы и публицистики ХХ – начала ХХI века» (статистические таблицы, иллюстративный материал к лекциям, упражнения), позволяющие вести направленную работу по изучению продуктивности различных словообразовательных типов в современном русском языке; словарные материалы к учебному словарю «Неологизмы в современных русскоязычных СМИ»; списки научной литературы по неологии для организации научно-исследовательской работы студентов.

2018 г. Научная разработка студентки 4 курса Валюк (Литвинович) Е.А. (в соавторстве с научным руководителем) «Библейские фразеологизмы в русской культуре» внедрена в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «История русского литературного языка» включены учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по теме «Изменения в русском литературном языке, связанные с революцией 1917 года», позволяющие вести направленную работу по изучению использования библейских фразеологизмов в современном русском языке, их семантических трансформаций в связи с пропагандой атеизма в СССР (статистические таблицы, графики частотности, упражнения, тексты для анализа); материалы к учебному словарю «Библейские фразеологизмы: происхождение и семантика».

2018 г. Материалы научной работы магистранта Чабурко О.В. (в соавторстве с научным руководителем) «Акцентология продуктивных словообразовательных типов современного русского языка: закономерности и тенденции развития» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины  «Современный русский литературный язык» включены учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям по теме «Орфоэпия» (статистические таблицы, иллюстративный материал к лекциям, упражнения), позволяющие вести направленную работу по изучению акцентологии продуктивных словообразовательных типов в современном русском языке; списки научной литературы по акцентологии для организации научно-исследовательской работы студентов.

2019 г. Материалы научной работы магистранта Степаненко Ю.Н. (в соавторстве с научным руководителем) «Экспрессивные словообразовательные аффиксы в восточнославянских языках» внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. В содержание учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» включены учебно-методические материалы к практическим занятиям, позволяющие вести направленную работу по изучению разновидностей экспрессивных аффиксов, их продуктивности, сфере употребления и стилистических характеристиках; словарные материалы к учебному словарю «Экспрессивные аффиксы в современном русском языке»; списки научной литературы по словообразованию для организации научно-исследовательской работы студентов.

2022 г. Материалы научной работы выпускницы филологического факультета Ярмошевич А.В. «Фразеологизмы с компонентом путь/дорога в русском языке», выполненной по теме НИР «Динамические процессы в славянских языках» (№ гос. регистр. 20212618) внедрены в образовательный процесс ГУО «Средняя школа № 13 г. Бреста имени В. И. Хована». В преподавании учебного предмета «Русский язык» при изучении тем «Фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний», «Устойчивые обороты слов и фразеологические словари» (раздел «Лексика») в 5 классе и при проведении факультативных занятий по русскому языку используются теоретические материалы, в которых обобщаются сведения по проблемам лингвокультурологии и фразеологии, изучения национально-культурной специфики языкового знака; словарные материалы, включающие списки фразеологических единиц с компонентом путь/дорога, которые сгруппированы по различным критериям (семантика единиц, количество коллокаций); словарные материалы снабжены лингвокультурологическими комментариями; дидактические материалы – микротексты с использованием фразеологизмов с компонентом путь/дорога; списки научной, учебной, словарной литературы по теории фразеологии и лингвокультурологии.

2022 г. Материалы научной работы выпускницы филологического факультета Ярмошевич А.В. «Паремии с компонентом путь/дорога в русском языке», выполненной по теме НИР «Динамические процессы в славянских языках» (№ гос. регистр. 20212618) внедрены в образовательный процесс ГУО «Средняя школа № 13 г. Бреста имени В. И. Хована». В преподавании учебного предмета «Русский язык» при изучении тем «Фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний», «Устойчивые обороты слов и фразеологические словари» (раздел «Лексика») в 5 классе и при проведении факультативных занятий по русскому языку используются теоретические материалы, в которых обобщаются сведения по проблемам паремиологии; словарные материалы, включающие списки паремий с компонентом путь/дорога; словарные материалы снабжены лингвокультурологическими комментариями; списки научной, учебной, словарной литературы по паремиологии.

2023 г. Материалы научной работы выпускницы филологического факультета Немшон Е.Ю. «Грамматические окказионализмы в поэзии ХХ века», выполненной по теме НИР «Динамические процессы в славянских языках» (№ гос. регистр. 20212618), внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. Разработка (словарь грамматических окказионализмов М. Цветаевой и Б. Пастернака и комплекс упражнений, составленных на базе данного словаря) используется в процессе чтения лекций по дисциплине «История русского литературного языка». Благодаря разработке расширено содержание лекционного материала по теме «Тенденция к нарушению норм в языке художественной литературы ХХ – начала ХХI века», дополнена методика выполнения практической работы по теме «Русский литературный язык в ХХ – ХХI веках».

2024 г. Материалы научной работы студентки 4 курса филологического факультета Попека А.С. «Синонимические ряды с доминантами туга – тоска в белорусском и русском языках», выполненной по теме НИР «Национально-культурная специфика лексики белорусского языка в сопоставлении с русским (на материале белорусско-русского параллельного корпуса)», № ГР 20240569 от 16.04.2024 г.)., внедрены в учебный процесс БрГУ имени А. С. Пушкина. Объект внедрения представляет собой статистические таблицы с указанием частоты соответствий, составленные на основании сопоставительного анализа переводов межъязыковых синонимов бел. туга, сум, маркота и рус. тоска, печаль, грусть в словарях и художественных текстах. Это самые частотные компоненты соответствующих синонимических рядов. Кроме того, на основании проведённого анализа были построены схемы перекрестных связей. В качестве материала использованы произведения различных авторов, включенные в параллельные белорусско-русский и русско-белорусский подкорпусы Национального корпуса русского языка. Назначение объекта – организация лекционных и практических занятий по дисциплине «Лексика. Фразеология» на специальности 6-05-0232-02 Русская филология с профилизацией Литературно-редакционная деятельность. Благодаря разработке расширено содержание лекционного материала по теме «Лексическая синонимия», дополнена методика выполнения практической работы по теме «Лексикография».