ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СО СТУДЕНТАМИ 2024-2025 учебный год
1. Анализ работы за истекший период
Идеологическая и воспитательная работа на кафедре осуществлялась на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, нормативных актов Министерства образования Республики Беларусь, а также внутриуниверситетских программ, плана идеологической и воспитательной работы БрГУ имени А.С. Пушкина, плана работы психолого-педагогического факультета, плана работы кафедры педагогики начального обучения.
Основной задачей воспитательной работы является формирование в процессе обучения высококультурной личности будущего специалиста, ориентированной на усвоение общечеловеческих и национальных ценностей.
В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе на кафедре были определены: гражданское и патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание; развитие молодежных инициатив, студенческого самоуправления; формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. Воспитательная работа осуществлялась с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Кафедрой накоплен существенный опыт по воспитанию студентов в процессе учебной и внеучебной деятельности. Система воспитания, созданная ППС кафедры, ориентирована на социально значимые нормы и ценности, интегрирует все виды педагогической деятельности.
В разделе «Идеологическая и воспитательная работа» преподаватели планируют мероприятия со студентами (не менее 1 раза в семестр) по соответствующим направлениям, в рамках университетских целевых программ и др. Запланированные мероприятия по идеологической и воспитательной работе со студентами выполнены в полном объеме.
При планировании воспитательной работы на 2024/2025 учебный год ППС кафедры учитывал юбилейные даты и знаменательные события предстоящего года.
Исходя из того, что формирование гражданственности и патриотизма у молодежи, поддержка одаренной, талантливой, перспективной и обладающей лидерскими качествами молодежи, активное вовлечение ее в социально-экономическую жизнь страны – важный вектор государственной молодежной политики, в текущем учебном году значительное внимание преподавателей кафедры уделено формированию у студентов активной жизненной позиции, гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности. Преподаватели кафедры содействовали успешной социализации личности обучающихся, саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений. При планировании и организации ИВР учитывается не только специфика кафедры, но и интересы, потребности самих студентов.
Все преподаватели кафедры принимали активное участие в проведении воспитательной работы со студентами, подготовке и проведения различных мероприятий социально-культурной направленности (диалоговая площадка «17 сентября – день народного единства, открытый диалог «Историко-культурное наследие белорусского народа: проблемы и перспективы сохранения и использования в Бресте», круглый стол «Беларусь в цифрах и фактах», открытый диалог «Белорусское избирательное законодательство: основные нововведения», трудовой десант «Общежитие: порядок и комфорт» (Ничишина Т.В.), творческий проект «Зямля пад белымі крыламі» (Борсук Л.И.), диалоговая площадка «Ответственность выбора», информационный час «В единстве – мы сильны», конкурс социальной рекламы «Живи – и это будет твоя победа», исследовательский проект «история белорусской науки», конкурс творческих проектов «Моя будущая профессия: взгляд первокурсника», «Моя будущая профессия: взгляд выпускника», студенческая благотворительная акция «Рождественская сказка» (Чубинашвили Н.Г.), кинолекторий «Наркотики – паутина дьявола» (Марчук М.В., Марчук В.И.) и др. Студенты специальности «Начальное образование» под руководством ст. преподавателя Марчук М.В. активно принимали участие в волонтерском движении (волонтерский отряд «От сердца к сердцу»).
В течение учебного года преподавателями постоянно проводилась индивидуальная работа со студентами. Основные вопросы, которых касались в таких индивидуальных беседах, были следующие: успеваемость, дисциплина, комфортное внутреннее состояние, проживание в общежитии, личные проблемы.
Ежегодно увеличивается число участников и количество благотворительных и творческих акций, мероприятий по оказанию педагогической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с нарушениями психофизического развития, инвалидам, одиноким пожилым гражданам и ветеранам.
Важная и значительная часть всей учебно-воспитательной деятельности кафедры – ИВР в общежитии, которое играет важную роль в организации досуга студентов, оказывает значительное воздействие на формирование личности будущих специалистов, поэтому преподаватели кафедры в течение учебного года обращали особое внимание на студентов, проживающих в общежитии. С целью проверки условий проживания, выяснения жилищно-бытовых проблем студентов преподаватели посещали проживающих в общежитиях студентов в соответствии с графиком и по мере необходимости, проводили беседы со студентами-первокурсниками по вопросам адаптации к условиям проживания в общежитии (Левонюк А.Е., Ничишина Т.В., Чубинашвили Н.Г., Борсук Л.И., Марчук В.И., Марчук М.В.).
Таким образом, кафедрой при планировании и организации ИВР учитывались значимые события года; участниками являлись обучающиеся всех курсов и всех специальностей; многие мероприятия включали исследовательский компонент; обучающиеся имели возможность использовать впоследствии приобретенный опыт на практике в учреждениях образования; несомненную практическую значимость имеет полученный в результате проведения программы продукт совместной деятельности преподавателей и студентов (эссе, портфолио, презентации, коллажи, проекты и т.д.).
2. Цель и задачи воспитательной работы
Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со студенческой молодежью в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.
В числе основополагающих задач воспитательной работы на кафедре педагогики начального образования определены следующие:
1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих студентов по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях учреждений образования.
2. Формирование у студентов системы знаний, понимания исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, представлений о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
3. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для студентов формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи; через проявление и поддержку молодежных инициатив, связанных с основными вехами в развитии Беларуси, через проявление заботы о старших, через приумножение экономических, политических, миротворческих, культурных, спортивных и других достижений нашей страны.
4. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельности студентов.
5. Развитие навыков группоориентированного поведения и межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.
6. Формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям; развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины.
7. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
15 февраля 2024 кафедрой педагогики начального образования организована и проведена Республиканскся студенческая научно-практическая конференция "Инновации в педагогической науке". С приветственным словом к студентам обратилась заместитель декана по научной работе психолого-педагогического факультета А.Е. Левонюк, которая подчеркнула особое значение студенческой науки для развития университета и нашей страны в целом. Студенты в своих выступлениях поделились с присутствующими своими научными идеями и наработками. Наряду с выступлениями студентов старших курсов прозвучали и доклады первокурсников.
12 марта заведующим кафедрой педагогики начального образования доцентом Левонюк А. Е. представлена презентация "Матчына мова ў афарызма" для студентов 4 курса специальности "Начальное образование"