Научно-методический центр «Школа – Семья» осуществляет свою деятельность на основе Положения № 203 от 03.04.2012 года, утвержденного ректором университета. Начальник центра – кандидат психологических наук, доцент Синюк Д.Э. |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА
1. Научно-методический центр «Школа – Семья» (далее – центр) осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» (далее – Университет), другими локальными правовыми актами.
2. В своей деятельности центр непосредственно подчинен декану психолого-педагогического факультета.
3. Центр взаимодействует с Министерством образования Республики Беларусь, управлениями образования облисполкомов, с местными исполнительными и распорядительными органами, занимающимися вопросами помощи школе, семьям в воспитании детей.
4. Центр в своей деятельности руководствуется:
Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
постановлениями, приказами, распоряжениями и указаниями Министерства образования Республики Беларусь;
Уставом университета;
приказами, распоряжениями и указаниями ректора университета, распоряжениями и указаниями проректоров, декана психолого-педагогического факультета, при котором функционирует.
Правилами внутреннего трудового распорядка университета;
Коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами.
5. К работе центра на добровольной и безвозмездной основе привлекаются высококвалифицированные специалисты кафедр (психологи, педагоги), иных структурных подразделений, аспиранты, магистранты, студенты 4–5 курсов университета с целью осуществления научно-исследовательской, методической, организационно-методической, консультативной и других видов деятельности.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основными целями и задачами деятельности центра являются:
- осуществление научно-исследовательской деятельности по проблемам семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи (с учетом заданий Министерства образования Республики Беларусь, Университета);
- разработка научно-методического обеспечения взаимодействия «Школа – Семья» в Республике Беларусь;
- консультирование специалистов (педагогов, педагогов социальных, психологов и др.) учреждений общего среднего образования, представителей органов управления образования по вопросам семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи, родителей обучающихся;
- совершенствование профессиональной подготовки выпускников педагогических специальностей вузов Республики Беларусь к взаимодействию с семьей учащегося за счет разработки центром научно-методического обеспечения (книги, учебные пособия, методические материалы, статьи и др.) данного процесса;
- оказание помощи молодым преподавателям, магистрантам, аспирантам Университета в овладении навыками научно-исследовательской деятельности;
- усиление практикоориентированной направленности деятельности профессорско-преподавательского состава за счет: систематического мониторинга потребностей практиков в методическом обеспечении процесса взаимодействия школы и семьи, включенности сотрудников центра в практическую работу по оказанию консультативных услуг школе, отделам образования и др., участие представителей центра в научно-практических конференциях, семинарах и т.п., направленных на оптимизацию взаимодействия «Школа – Семья», на преодоление препятствий в развитии их партнерских отношений;
- распространение инновационного опыта по проблеме взаимодействия школы и семьи, по подготовке будущих педагогов на компетентностной основе к данному виду профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ
1. Структура центра, состав сотрудников утверждается приказом ректора по представлению начальника центра и декана психолого-педагогического факультета.
2. За деятельность центра отвечает начальник центра (возложенные функции выполняет на общественных началах), назначенный ректором Университета из числа лиц профессорско-преподавательского состава, имеющих высшее педагогическое образование и стаж практической работы по специальности не менее 10 лет. Оформление текущей документации центра осуществляет работник из числа учебно-вспомогательного персонала психолого-педагогического факультета.
3. Сотрудники центра – временный научный коллектив, состоящий из квалифицированных специалистов и работающих на общественных началах в рамках определенных исследовательских тем (с учетом заданий Министерства образования Республики Беларусь, Университета).
4. Начальник центра:
осуществляет руководство центром в соответствии Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
постановлениями, приказами, распоряжениями и указаниями Министерства образования Республики Беларусь;
Уставом университета;
приказами, распоряжениями и указаниями ректора университета, распоряжениями и указаниями проректоров, декана психолого-педагогического факультета;
Правилами внутреннего трудового распорядка университета;
Коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами;
Положением о центре;
осуществляет подбор специалистов, оказывает им научную и методическую помощь, контролирует выполнение ими взятых на себя обязательств;
распределяет функциональные обязанности между сотрудниками;
несет ответственность за качество деятельности центра.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Центр осуществляет исследование следующих научных проблем:
- особенности взаимодействия с необычными и трудными детьми;
- эффективное родительство;
- развитие культуры подрастающего поколения на основе партнерских отношений школы и семьи;
- семья как институт социализации ребенка;
- компетентностно ориентированная подготовка будущих специалистов к педагогическому взаимодействию с семьей.
Представление результатов научно-исследовательской деятельности производится в следующих формах:
- серийное издание книг, пособий, статей научного, научно-популярного, учебно-методического характера;
- подготовка методических материалов (в виде буклетов, «книжек-малышек», памяток-рекомендаций и т.п.);
- выступления с результатами исследований на конференциях, семинарах, методических объединениях и др.;
- организация презентаций, выставок и других результатов исследования;
- проведение обучающих (республиканских, областных и др.) семинаров, а также консультаций на базе центра.
5. ПРАВА
Сотрудники центра имеют право:
- участвовать в обсуждении и решении вопросов методического, научного, идеологического, воспитательного и других направлений деятельности центра;
- вносить предложения в управление социальной и воспитательной работы Министерства образования Республики Беларусь, управления образования по совершенствованию процесса взаимодействия школы и семьи, воспитания детей;
- оказывать научно-методическую помощь учреждениям образования, отделам образования по запросам данных структур;
- в пределах своих полномочий взаимодействовать с объединениями, занимающимися проблемами семьи, взаимодействия школы и семьи;
- участвовать в работе Научно-методического совета университета, вносить предложения в ректорат университета по совершенствованию подготовки будущих педагогов, психологов к взаимодействию с семьей.
6. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Научно-исследовательская, методическая работа;
2. Консультирование (по запросам педагогов школ, родителей, студентов и др.):
- телефонное;
- электронное;
- скриботерапия (переписка).
3. Распространение инновационного опыта в Республике Беларусь по взаимодействию школы и семьи (через книги, пособия, методические материалы и т. п.).
4. Обучающая деятельность (категория – родители, педагоги; дипломники, магистранты, аспиранты и др.).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «ШКОЛА – СЕМЬЯ»
Пособия, изданные на базе научно-методического центра (2012–2020 гг.)
Демчук, Т.С. Здоровьесозидающие технологии в системе школьно-семейного воспитания / Т.С. Демчук. – Брест : БрГУ, 2012. – 93 с. |
Ковалевич, И.В. Прародители как субъекты взаимодействия школы и семи : пособие / И.В. Ковалевич ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 100 с. |
Лагонда, Г.В. Здоровье семьи в контексте проблемы полового воспитания : пособие / Г.В. Лагонда. – Брест : БрГУ, 2012. – 120 с. |
Лагонда, Г.В. Психология супружества : пособие / Г.В. Лагонда. – Брест : БрГУ, 2012. – 109 с. |
Малейчук, Г.И. Детская агрессия. Профилактика и коррекция : пособие / Г.И. Малейчук ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 101 с. |
Медведская, Е.И. Гиперактивные дети: механизмы коррекции поведения : пособие / Е.И. Медведская ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 102 с. |
Медведская, Е.И. Одаренные дети: особенности взаимодействия в школе и семье : пособие / Е.И. Медведская, Н.В. Былинская ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест, БрГУ, 2012. – 114 с. |
Ничишина Т.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы профилактики : пособие / Т.В. Ничишина ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 107 с. |
Окулич, Н.А. Материнство и отцовство. Стратегия и тактика успешности : пособие / Н.А. Окулич ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 100 с. |
Окулич, Н.А. Эффективное родительство : пособие / Н.А. Окулич ; под общ. ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2012. – 119 с. |
Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: теоретико-методические основы : пособие / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2012. – 133 с. |
Сивашинская, Е.Ф. Дети с синдромом Аспергера. Взаимодействие в семье и школе / Е.Ф. Сивашинская. – Брест : БрГУ, 2012. – 99 с. |
Ковалевич, М.С. Народные традиции в развитии семейно-бытовой культуры детей : пособие / М.С. Ковалевич, И.А. Швед. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с. |
Лагонда, Г.В. Культура общения в браке : пособие / Г.В. Лагонда. – Брест : БрГУ, 2013. – 94 с. |
Лагонда, Г.В. Чтобы брак был счастливым : пособие / Г.В. Лагонда. – Брест : БрГУ, 2013. – 39 с. |
Левонюк А.Е. Развитие культуры речевого общения детей : пособие / А.Е. Левонюк. – Брест : БрГУ, 2013. – 39 с. |
Медведская, Е.И. Ребенок в мире мультимедиа. Преодоление зависимости : пособие / Е.И. Медведская ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2013. – 101 с. |
Медведская, Е.И. Если в семье гиперактивный ребенок / Е.И. Медведская ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2013. – 39 с. |
Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников. Вариативная система занятий : пособие / И.А. Мельничук ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2013. – 100 с. |
Осипова, М.П. Этическая культура младших школьников . Особенности и формы развития / М.П. Осипова, Т.В. Ничишина. – Брест : БрГУ, 2013. – 102 с. |
Ткачук, А.М. Воспитание культуры досуга детей в семье : пособие / А.М. Ткачук ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2013. – 102 с. |
Чубинашвили, Н.Г. Развитие нравственной культуры детей средствами сказкотерапии : пособие / Н.Г. Чубинашвили ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГУ, 2013. – 113 с. |
Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая работа с семьей : курс лекций / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест : БрГУ, 2013. – 169 с. |
Осипов, Е.Д. Основы компетентностно ориентированного обучения будущих педагогов взаимодействию с семьей учащегося : монография / Е.Д. Осипов ; под общ. ред. А.Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2014. – 166 с. |
Осипов, Е.Д. Проект как средство обучения студентов взаимодействию с семьей учащегося в процессе педагогической практики : учеб.-метод. пособие / Е.Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2014. – 52 с. |
Осипов, Е.Д. Педагогика семьи. Лекции-дискурс : пособие / Е.Д. Осипов; под ред. А.Н. Сендер – Брест : БрГУ, 2014. – 168 с. |
Ничишина, Т.В., Ткачук, А.М. Социально-педагогическая работа с семьей : практикум / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест : БрГУ, 2014. – 142 с. |
Сендер, А.Н. Педагогическое взаимодействие классного руководителя с семьей : пособие / А.Н. Сендер, Е.Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2014. – 147 с. |
Девиантное поведение несовершеннолетних.Профилактика и коррекция : материалы пед. чтений, Брест, 15 апр. 2014 г. / Брест. Гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГу, 2014. – 78 с. |
Ничишина, Т.В. Моббинг в подростковой среде/ Т.В. Ничишина. – Брест : БрГУ, 2015. – 89 с. |
Ткачук, А.М. Деструктивные формы граффити подростков. Профилактика и коррекция / А.М. Ткачук . – Брест : БрГУ, 2015. – 68 с. |
Чубинашвили, Н.Г. Детское воровство как форма девиантного поведения несовершеннолетних / Н.Г. Чубинашвили . – Брест : БрГУ, 2015. – 83 с. |
Медведская, Е.И. Киберигры. Профилактика детской зависимости / Е.И. Медведская. – Брест : БрГУ, 2015. – 102 с. |
Детство без насилия : материалы пед. чтений, Брест, 16 апр. 2015 г. / Брест. Гос. ун-т им. А.С. Пушкина ; под ред. М.П. Осиповой. – Брест : БрГу, 2015. – 62 с. |
Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей : пособие / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с. (гриф. МО) |
Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников : пособие. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015 – 192 с. (гриф. МО) |
Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие. Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с. (гриф. МО) |
Медведская, Е.И. Гиперактивность ребенка: необычное поведение или приговор? / Е.И. Медведская – Брест : БрГУ, 2016. –105 с. |
Медведская, Е.И. Одаренный ребенок в школе и дома : пособие / Е.И. Медведская. – Минск : ИВЦ Минфина, 2016. – 184 с. (гриф МО) |
Окулич, Н.А. Как учить детей управлять своим поведением / Н.А. Окулич. – Брест : БрГУ, 2016. –126 с. |
Осипова, М.П. Воспитательный потенциал семьи. Формы совершенствования / М.П. Осипова. – Брест : БрГУ, 2016. –150 с. |
Пшеничная, О.А. Непослушный ребенок. Что делать? / О.А. Пшеничная. – Брест : БрГУ, 2016. –118 с. |
Осипова, М.П. Педагогическая практика студентов. Взаимодействие с семьей учащегося : учебно-методическое пособие / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Брест : БрГУ, 2016 –151 с. |
Медведская, Е.И. Одаренный ребенок в школе и дома : пособие / Е.И. Медведская, Н.В. Билинская. – Минск : Народная асвета, 2017. – 191 с. : ил. (гриф. МО) |
Осипова, М.П. Модель педагогического взаимодействия с семьей в контексте классного сообщества : пособие / М.П. Осипова; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2017. – 172 с. |
Медведская, Е.И. Ребенок в пространстве мультимедиа: предупреждение зависимости / Е.И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. – 192 с. ил. (гриф. МО) |
Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. – Минск : национальный институт образования, 2018. – 248 с. : ил. (гриф. МО) |
Осипова, М.П. Профессиональные компетенции будущих педагогов в сфере взаимодействия с семьей. Сущность и развитие : монография / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов ; под общ. ред. А.Н. Сендер. – Брест : БрГУ, 2018. – 161 с. |
Осипова, М. П. Эстетическое воспитание младших школьников. Блочно-модульная система : пособие / М. П. Осипова, Ю. С. Щербакова ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2019. –131 с. |
Ткачук, А. М. Воспитание культуры быта и досуга младших школьников : пособие / А. М. Ткачук ; под общ. ред. М. П. Осиповой ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2020. – 134 с. |
Осипова, М. П. Педагогическое взаимодействие с семьей: научно-методические основы : монография / М. П. Осипова, Е. Д. Осипов ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2020. – 237 с. |
ПЛАНИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА НА ПЕРСПЕКТИВУ
Наряду с указанными выше направлениями деятельности центра готовится к изданию в 2021–2024 году ряд пособий. Большинство из них включены в перспективный план изданий под грифом Министерства образования Республики Беларусь: Осипова М. П., Щербакова Ю. С. «Эстетическое воспитание младших школьников. Модульный подход» (2021); Мельничук И. А. «Трудовое воспитание младших школьников» (2022 год); Ткачук А. М. «Воспитание культуры досуга младших школьников» (2022 год); Ничишина Т. В. «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» (2023 год); Окулич Н. А., Осипова М. П. «Как учить детей управлять своим поведением. Психологическая культура» (2024 год); Осипова М. П. «Методика воспитательной работы» – учебный комплекс для студентов педагогических специальностей вузов республики (2023 год).