Из уст молодого специалиста

Рубрику ведут Юлия Вовк и студентка филологического факультета Анна Резник
 

Олег Горбач, учитель физической культуры и здоровья ГУО «Средняя школа № 11 г. Бреста»:

– Распределение – прекрасная возможность для трудоустройства молодого специалиста. Оно позволяет избежать длительного поиска работы, получить профессиональный опыт, а для парней еще и гарантию сохранения рабочего места после службы в армии.
Весной на выпускном курсе обучающимся предложили перечень учреждений образования, в которых есть вакантные места.
Я знал, что средняя школа № 11 оснащена современными спортивными залами и площадками, хорошим инвентарем, что в ней работает слаженный молодой педагогический коллектив. Рад, что начал свой трудовой путь в этом учреждении образования.
Мне очень нравится работать с детьми, учить их достигать спортивных результатов, развивать и воспитывать подрастающее поколение.
Я благодарен Брестскому государственному университету имени А.С. Пушкина за качественное образование.

Елена Прихожко, учитель начальных классов ГУО «Начальная школа № 6 г. Бреста»:

На психолого-педагогическом факультете проводится активная работа по распределению молодых специалистов. Она начинается в сентябре последнего года обучения. Тесное взаимодействие по этому вопросу студентов с деканом Татьяной Викторовной Ничишиной позволяет выпускникам получить первое место работы с учетом их предпочтений.
Мне Татьяна Викторовна рекомендовала начинать трудовой путь в начальной школе № 6 г. Бреста. Я поступила правильно, прислушавшись к мнению декана, поскольку работаю в высокопрофессиональном коллективе, в котором все единомышленники и в любую минуту готовы помочь друг другу.
Важным плюсом нашей системы образования считаю возможность проявить себя во время практик, закрепиться на конкретных местах и в дальнейшем на них распределиться.
Работа учителем начальных классов поистине приносит мне удовольствие.

Яна Липко, учитель физической культуры и здоровья ГУО «Средняя школа № 1 г. Бреста»:

– Профессий много, выбор огромный. Но профессия учителя всегда нужна обществу больше остальных. Мои школьные учителя были для меня примером добрых и отзывчивых людей, всесторонне развитых и образованных. Они учили меня любить окружающий мир, прививали жизненные ценности. Их труд мне всегда казался самым продуктивным. Поэтому я и решила выбрать педагогическую специальность.
Свою профессиональную деятельность начала ещё будучи студенткой третьего курса. После окончания университета по распределению я отправилась в среднюю школу № 1 города Бреста. Быть молодым специалистом всегда сложно, а молодым учителем особенно. У тебя мало опыта, не хватает знаний, а уже ты должен научить всему детей. Это большая ответственность.
Выбрала эту профессию не случайно. Я верю, что каждый ребёнок талантлив. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как учитель всегда ставлю перед собой цель разглядеть в ребёнке всё лучшее, что в нём есть. Очень приятно, когда дети к тебе привязаны, любят тебя, когда им с тобой интересно.

Кристина Дзибук, учитель истории ГУО «Средняя школа № 35»:

– Я выпускница педагогического класса. При поступлении воспользовалась льготой и не сдавала вступительные испытания. На протяжении всего периода обучения меня очень тревожила процедура распределения. Волнения добавлял тот факт, что моя отработка составляет пять лет. Я очень хотела остаться в родном Бресте после окончания учёбы, поэтому, вспомнив пословицу «Под лежащий камень вода не течёт», решила на всякий случай сама изучить перечень вакансий. Меня распределили в среднюю школу № 35.
Трудовую деятельность начала со знакомства с коллегами и погружения в работу по оформлению школьного музея. Получила классное руководство. Самым сложным для меня оказалось не выстраивание взаимоотношений с детьми и их родителями, а правильное ведение документации.
Сегодня я уверенно чувствую себя в должности учителя. Провела несколько открытых уроков. Имею вторую категорию. Совершенствуюсь в профессии. Несмотря на то, что пошёл только второй год моей работы, чувствую, что уже сама могу помогать молодым специалистам.

Иван Евдокимов, учитель химии и биологии ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина»:

– Мои мама, бабушка и прадедушка – педагоги. Я решил продолжить семейную династию и также стать учителем. Для меня профессия педагога – это возможность делиться знаниями с подрастающим поколением, показывать детям профессиональные пути и, конечно, ориентировать их делать выбор в пользу благородного педагогического труда.
Я учился по целевому направлению, потому что хотел быть полезным малой родине. Коллектив школы встретил меня доброжелательно, радушно. Первоначально у меня возникали сложности в работе с документацией. Также в первое время было сложно с классным руководством, ведь нужно осуществлять контроль за своими детьми и их успеваемостью, уделять повышенное внимание возложенной на педагога воспитательной функции.
Несмотря на небольшой стаж, мне удалось выработать свои «фишки». Это так интересно! Я горжусь тем, что работаю педагогом. Скоро буду подавать документы на получение категории.

Анна Моисейчик, учитель русского языка и литературы ГУО «Лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Бреста»:

– Путь молодого педагога – это целое «приключение», наполненное открытиями, новыми знакомствами, преодолимыми трудностями, которые сделают только лучше и сильнее. Готовить базу для этого «приключения» я рекомендую ещё с университетского этапа.
В 2019 году я поступила в БрГУ имени А.С. Пушкина на филологический факультет. И с этого момента началась история моего профессионального роста. Сейчас с теплом вспоминаю каждого педагога, который давал нам, студентам, знания. Сразу хочу сказать: «Не бывает бесполезных тем и пар». Никогда не знаешь, в какой момент школьной жизни ученик спросит тебя о том, что должно было «не пригодиться». Кроме того, своевременное усвоение университетской программы – это очень хороший вклад в будущее: когда ты ориентируешься в теме, времени на подготовку к занятию нужно затрачивать в разы меньше, а уже изученный материал легко преподнести ярко и необычно. Участие в общественной жизни университета (кроме получения незабываемых эмоций, новых знакомств) готовит фундамент для будущих школьных мероприятий, так что советую участвовать и готовить для себя как можно больше «подушек безопасности».
С большой благодарностью вспоминаю своего научного руководителя, который, не жалея времени и сил, в прямом смысле выковал из меня молодого ученого, человека, хорошо ориентирующегося в возможностях текстовых редакторов. Для себя сделала вывод, что любые советы преподавателей нужно брать на вооружение, с ответственностью выполнять поручения педагогов. Так нарабатываются бесценные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем.
Если честно, до начала трудовой деятельности я в целом много слышала о холодном отношении к молодым педагогам, претензиях администрации, отсутствии поощрений и нулевой удовлетворенности от работы. Однако в моём случае ничего из этого не сбылось.
Уже с первых шагов (как в прямом, так и в переносном смысле) я ощутила невообразимую поддержку, тепло и внимание. Я чувствовала, что в меня верят. А когда в тебя верят, когда тебя понимают, слышат, когда позволяют набивать шишки и объясняют, как стоит поступить в другой раз, хочется расти в таком коллективе, хочется дарить себя и свои возможности окружающим людям, хочется каждый день становиться лучше. Мои коллеги и руководство лицея – это люди, к которым я всегда могу подойти за советом и помощью и быть уверенной, что мне помогут, объяснят, как сделать правильно, поддержат.
Да, сначала было трудно. В первый же год я стала «классной мамой» для двадцати двух шумных ребят, с которыми мы сейчас не разлей вода. Да, сначала они относились ко мне настороженно, но мы всё преодолели. Признаюсь, сначала я не верила в свои силы как классного руководителя. Считала, что у меня слишком мягкий характер, а неумение казаться строгой – мой самый главный педагогический недостаток. Но наблюдая за своими коллегами, стилем управления руководства, поняла, что совсем необязательно быть «злым» учителем, чтобы дети выполняли твои поручения. Есть и другие методы мотивации – и внушение чувства страха далеко не единственный и не лучший вариант.
Мне хочется не отставать в мастерстве от своих коллег. Осознаю: только что ребёнок был на уроке у учителя с высшей категорией, а сейчас пришёл ко мне, молодому специалисту. А какой педагог будет интересен детям? Знающий каждое правило в учебнике? Отчасти, но не только. Мне кажется, что ребёнку интересен учитель, влюбленный в своё дело: с горящими глазами, эмоциями от проживания урока. Поэтому с первых дней работы я начала искать свой педагогический стиль. Конечно, я до сих пор в поисках: пробую новые методы и формы. И здесь стоит быть готовым, что не всё будет получаться. Но в любом случае это ценный опыт, помещённый в педагогическую копилку учителя. Сейчас, например, я ищу ответ на вопрос: «Как помочь детям быстро и крепко усваивать материал?» Для этого использую презентации, разноцветный наглядный материал, пытаюсь сама создавать дидактические игры, ассоциативные карточки с правилами. Подобные фишки требуют много времени для подготовки. А тайм-менеджмент – это вещь, которую я очень хочу освоить, но никак не получается. Да, приходится много работать. Но всё это «окупается», когда видишь эмоции ребят, их улыбки, заинтересованность.
Для меня профессия педагога – это бесконечная область роста, возможность каждый день решать новые педагогические задачи (иногда со звёздочкой). Учёные до сих пор ищут эликсир молодости. Мне кажется, что профессия учителя – это та самая волшебная микстура.

Валерия Стрелец, преподаватель английского языка УО «Брестский государственный колледж сферы обслуживания»:

– Меня распределили в «Брестский государственный колледж сферы обслуживания», что стало для меня отличной возможностью получить опыт и первое место работы. Мои коллеги – дружелюбные, отзывчивые и всегда готовы помочь в любой момент. Я чувствую себя частью сплочённой команды. Постоянная поддержка и наставничество помогают мне адаптироваться и справляться с трудностями.
Безусловно, знания, которые я получила в университете, сыграли немаловажную роль в моей работе. Уверенность в своих силах и глубокое понимание основных принципов работы позволяют мне принимать решения и решать сложные задачи. Я благодарна своим преподавателям за качественную подготовку, которая помогла мне успешно адаптироваться в новой среде. Я преподаю английский язык у детей старшего школьного возраста и у учащихся, поступивших в колледж после 11-го класса.
Во время учёбы в университете я думала о том, как смогу вдохновить своих учеников, передать им любовь к языку и культуре. Учитывая, что во время учёбы я уже работала в школе, у меня были определённые представления о том, что меня ждёт. Однако, реальность оказалась гораздо более многогранной. Работа с подростками порой оказывается вызовом. Их непредсказуемость и эмоциональная нестабильность могут усложнять нашу совместную образовательную деятельность. Но, несмотря на трудности, моя работа мне очень нравится.
Моя работа в Брестском государственном колледже сферы обслуживания – это возможность получить первый трудовой опыт и реализоваться в выбранной профессии. Она стала для меня важной ступенькой на карьерной лестнице.

Михаил Рогащук, тренер-преподаватель по спорту СДЮШОР «Виктория»:

– На выбор мною профессии повлияло то, что я более десяти лет занимался баскетболом в клубе «Виктория» на базе СДЮШОР «Виктория». Когда поступал на факультет физического воспитания и спорта, надеялся, что после получения диплома буду работать в любимой школе. Ещё будучи студентом трудоустроился туда, зарекомендовал себя и распределился.
К распределению отношусь положительно, ведь это гарантия того, что молодой человек будет обеспечен работой и нарабатывать опыт. Как молодой специалист, получил единовременную выплату, выплату впервые приступившему к работе в размере 125 %. Сегодня я тренер-преподаватель и действующий спортсмен. Это две разные модели поведения. Рад, что у меня всё получается. Надеюсь, дальше – больше!

Анастасия Климук, учитель-дефектолог ГУДО «Детский сад № 60 г. Бреста»:

– С десятого класса я знала, что буду поступать на социально-педагогический факультет. Сегодня могу сказать, что быть учителем-дефектологом интересно и ответственно. Мне нравится работать с детьми и быть полезной для них. Коллектив на работе отличный. В сложные моменты коллеги с большим педагогическим опытом всегда подставят своё крепкое плечо.
Я считаю, что распределение – это хорошая возможность получить первый опыт работы и постичь профессиональную «кухню». Здорово, что во время прохождения практик молодой человек имеет возможность закрепиться на базе практики и в этом же учреждении начинать трудовую деятельность. Я считаю, что это является одним из главных плюсов распределения.
У меня процедура распределения прошла хорошо. Благодарна декану социально-педагогического факультета Надежде Александровне Леонюк за то, что выслушала пожелания.

Наталья Касянюк, учитель иностранных языков ГУО «Средняя школа п. Мухавец»:

– С первого дня работы меня тепло встретил коллектив. Учителя старшего поколения делились своим опытом, а мои коллеги-новички поддерживали и помогали адаптироваться. Я нахожусь в атмосфере профессионализма и добра.
Тем не менее первые дни работы были полны сложностей. Ранее я вела только уроки английского языка. В этом году мне дали классное руководство в 5 классе. Я столкнулась с проблемами управления классом: некоторые ученики очень активны и требуют особого подхода. Пришлось быстро разобраться с документацией, с которой необходимо работать классному руководителю, много общаться с родителями и решать возникающие вопросы. Иногда кажется, что времени не хватает из-за большой нагрузки, но постепенно я привыкаю и вливаюсь в учебный процесс. Я стараюсь создать комфортную атмосферу для учеников, чтобы они чувствовали себя свободно и могли делиться своими мыслями. Помогаю ребятам в решении их вопросов.
Успехи учеников вдохновляют меня продолжать развиваться в педагогической профессии и находить новые способы сделать обучение увлекательным.

Алёна Скалкович, учитель физической культуры и здоровья ГУО «Средняя школа д. Клейники им. Ю.В. Харитончика»:

– Выбор будущей профессии никогда не вызывал у меня вопросов. Я точно знала, что пойду учиться в БрГУ имени А.С. Пушкина на факультет физического воспитания и спорта. О своём выборе я ни разу не пожалела. Четыре года моей учёбы прошли увлекательно и очень быстро.
По распределению я попала в Брестский район. Наверное, начинать трудовую деятельность в сельской местности – это самый большой страх всех выпускников. Я могу развеять все опасения. Меня очень тепло приняли в педагогическом коллективе. Помогли адаптироваться к новой реальности и правилам на рабочем месте. Работа учителем физической культуры доставляет мне много положительных эмоций. Приятно осознавать, что делаешь жизнь детей ярче и разнообразнее.
Выражаю благодарность преподавателям университета за достойную подготовку меня как специалиста.

Илья Огренич, главный специалист Брестской областной организации профсоюза:

– Во время обучения мне всегда нравилось принимать участие в различных мероприятиях как университетского, так и городского, областного и республиканского уровней. В первую очередь это знакомство с очень талантливыми людьми и расширение кругозора. На третьем курсе мне доверили вести социальные сети университета. Тогда это была только группа ВКонтакте. Спустя некоторое время мы начали расширяться и создали Instagram-страницу, Тelegram-канал и даже Tik-Tok. Я благодарен тем студентам, которые сейчас продолжают эту деятельность. Очень приятно, что социальные сети университета продолжают становиться ещё лучше.
Благодаря такой творческой работе мне предложили стать главным специалистом по информационной работе Брестской областной организации профсоюза работников образования и науки, куда в последующем я был распределён.
Первый день, особенно молодого специалиста, на первом рабочем месте – это всегда стресс. Помню, как я, полный ожиданий и надежд, входил в кабинет. Быстро понял, что важно не только показать свои навыки, но и научиться адаптироваться к корпоративной культуре. Общение с коллегами, участие в мероприятиях и открытость всему новому помогли мне освоиться.
Мои коллеги с первых дней помогали мне с определёнными документами, ведь в мои обязанности входит не только информационная работа, но и работа с молодёжью, организация культурно-массовых мероприятий и многое другое.
Одним из ключевых аспектов работы молодого специалиста является постоянное обучение. В моей организации активно поддерживают инициативу по саморазвитию: доступны курсы, форумы, семинары. Я понял, что важно не только выполнять свои обязанности, но и стремиться к новым знаниям. Это даёт большие возможности для карьерного роста.
Путь молодого специалиста полон вызовов, но именно они делают его интересным и насыщенным. Важно оставаться открытым, учиться на ошибках и строить отношения с коллегами. Я верю, что каждый молодой человек способен достичь успеха, если будет работать над собой и не бояться идти вперёд. А распределение – это маленький шаг на пути к мечте.

Виктория Млынчик, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 2 г. Иваново»:

– Я поступала в университет на условиях целевой подготовки. Пошла на такой шаг, потому что хотела вернуться в свой родной район. Меня никогда не манили большие города, наоборот, были даже мысли трудоустроиться в деревню.
Волновалась, когда переступала школьный порог в новом статусе. Ответственности накладывало и то, что вернулась в учреждение, которое окончила сама. Среди коллег много знакомых лиц. Меня приняли тепло, помогают и дают советы.
Здорово, что в нашей стране существует эффективная система распределения. Выпускники получают гарантированное рабочее место и ряд преференций. На себе ощутила заботу государства. Получила выплаты. В школе мне дали ходатайство на арендное жильё.

Ольга Котович, учитель физики и информатики ГУО «Гимназия № 4 г. Бреста»:

– Учитель – это маяк, освещающий дорогу знаний своих учеников. Я с большим интересом пришла в гимназию в статусе молодого специалиста, в качестве учителя. Ожиданий не было, я просто хотела учить детей физике, объяснять им, как эти знания могут быть полезны в повседневной жизни.
Работа встретила меня не только жизнерадостными школьниками, но и объёмной нагрузкой. К физике добавились информатика, классное руководство и много документационной работы. Первую неделю мне казалось, что не справлюсь, не буду успевать, но благодаря поддержке опытных коллег и руководства вливаюсь в работу. Уже у меня больше уверенности в своих силах.
Затрачиваю много энергии и сил на постижение всей педагогической «кухни». Хотелось бы эту энергию вкладывать в разработку уроков, ведь есть интересные идеи.
По мере возможностей к урокам готовлюсь на выходных, а в течение недели вношу корректировки. Стараюсь давать детям возможность получить дополнительную отметку, для чего использую свои «фишечки».

Злата Тарасюк, педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 30 им. Д.Б. Гвишиани г. Бреста»:

– Не скажу, что быть молодым специалистом сложно. Да, могут возникать трудности из-за нехватки опыта. Но опыт нарабатывается. Мне, конечно, было легче, потому что на выпускном курсе я уже работала в тридцатой школе и понимала, что меня ждёт, была знакома с коллективом.
Система распределения – это хорошая возможность получить первое место работы и воспользоваться льготами, положенными молодому специалисту.

Наталья Петрова, специалист службы медиакоммуникаций УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»:

– Я пришла в службу медиакоммуникаций за год до распределения. Изначально мне просто предложили вести TikTok-аккаунт университета, чуть позже – трудоустроиться на четверть ставки. Так я полноценно погрузилась в работу медиаотдела. Работа мне понравилась. После окончания университета я очень хотела остаться в Бресте, поэтому старалась максимально проявить себя. И вот мне сообщают, что готовы взять меня работать по распределению. Конечно, я была счастлива.
Когда пришла на работу в статусе молодого специалиста, для меня практически ничего не изменилось, потому что коллектив уже знала, с работой была знакома. Да, круг обязанностей расширился. С первого августа я веду TikTok, Instagram, Youtube, «Вконтакте», готовлю посты для Telegram. Также разрабатываю афиши мероприятий, сертификаты и дипломы, снимаю и монтирую тематические видеоролики. Работа творческая. Нужно постоянно генерировать идеи, быть в тренде, анализировать контент других учреждений. Важно быть на одной волне с молодёжью, но в то же время и с более старшим поколением. Вот этот баланс искать трудно. Но я очень стараюсь.
Мы в службе медиакоммуникаций всегда рады студентам и очень благодарны преподавателям, которые поддерживают наши идеи и участвуют в съёмках.