Анна Моисейчик, учитель русского языка и литературы ГУО «Лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Бреста»:
– Путь молодого педагога – это целое «приключение», наполненное открытиями, новыми знакомствами, преодолимыми трудностями, которые сделают только лучше и сильнее. Готовить базу для этого «приключения» я рекомендую ещё с университетского этапа.
В 2019 году я поступила в БрГУ имени А.С. Пушкина на филологический факультет. И с этого момента началась история моего профессионального роста. Сейчас с теплом вспоминаю каждого педагога, который давал нам, студентам, знания. Сразу хочу сказать: «Не бывает бесполезных тем и пар». Никогда не знаешь, в какой момент школьной жизни ученик спросит тебя о том, что должно было «не пригодиться». Кроме того, своевременное усвоение университетской программы – это очень хороший вклад в будущее: когда ты ориентируешься в теме, времени на подготовку к занятию нужно затрачивать в разы меньше, а уже изученный материал легко преподнести ярко и необычно. Участие в общественной жизни университета (кроме получения незабываемых эмоций, новых знакомств) готовит фундамент для будущих школьных мероприятий, так что советую участвовать и готовить для себя как можно больше «подушек безопасности».
С большой благодарностью вспоминаю своего научного руководителя, который, не жалея времени и сил, в прямом смысле выковал из меня молодого ученого, человека, хорошо ориентирующегося в возможностях текстовых редакторов. Для себя сделала вывод, что любые советы преподавателей нужно брать на вооружение, с ответственностью выполнять поручения педагогов. Так нарабатываются бесценные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем.
Если честно, до начала трудовой деятельности я в целом много слышала о холодном отношении к молодым педагогам, претензиях администрации, отсутствии поощрений и нулевой удовлетворенности от работы. Однако в моём случае ничего из этого не сбылось.
Уже с первых шагов (как в прямом, так и в переносном смысле) я ощутила невообразимую поддержку, тепло и внимание. Я чувствовала, что в меня верят. А когда в тебя верят, когда тебя понимают, слышат, когда позволяют набивать шишки и объясняют, как стоит поступить в другой раз, хочется расти в таком коллективе, хочется дарить себя и свои возможности окружающим людям, хочется каждый день становиться лучше. Мои коллеги и руководство лицея – это люди, к которым я всегда могу подойти за советом и помощью и быть уверенной, что мне помогут, объяснят, как сделать правильно, поддержат.
Да, сначала было трудно. В первый же год я стала «классной мамой» для двадцати двух шумных ребят, с которыми мы сейчас не разлей вода. Да, сначала они относились ко мне настороженно, но мы всё преодолели. Признаюсь, сначала я не верила в свои силы как классного руководителя. Считала, что у меня слишком мягкий характер, а неумение казаться строгой – мой самый главный педагогический недостаток. Но наблюдая за своими коллегами, стилем управления руководства, поняла, что совсем необязательно быть «злым» учителем, чтобы дети выполняли твои поручения. Есть и другие методы мотивации – и внушение чувства страха далеко не единственный и не лучший вариант.
Мне хочется не отставать в мастерстве от своих коллег. Осознаю: только что ребёнок был на уроке у учителя с высшей категорией, а сейчас пришёл ко мне, молодому специалисту. А какой педагог будет интересен детям? Знающий каждое правило в учебнике? Отчасти, но не только. Мне кажется, что ребёнку интересен учитель, влюбленный в своё дело: с горящими глазами, эмоциями от проживания урока. Поэтому с первых дней работы я начала искать свой педагогический стиль. Конечно, я до сих пор в поисках: пробую новые методы и формы. И здесь стоит быть готовым, что не всё будет получаться. Но в любом случае это ценный опыт, помещённый в педагогическую копилку учителя. Сейчас, например, я ищу ответ на вопрос: «Как помочь детям быстро и крепко усваивать материал?» Для этого использую презентации, разноцветный наглядный материал, пытаюсь сама создавать дидактические игры, ассоциативные карточки с правилами. Подобные фишки требуют много времени для подготовки. А тайм-менеджмент – это вещь, которую я очень хочу освоить, но никак не получается. Да, приходится много работать. Но всё это «окупается», когда видишь эмоции ребят, их улыбки, заинтересованность.
Для меня профессия педагога – это бесконечная область роста, возможность каждый день решать новые педагогические задачи (иногда со звёздочкой). Учёные до сих пор ищут эликсир молодости. Мне кажется, что профессия учителя – это та самая волшебная микстура.
|
|