Александр Жуковский: «Жизнь требует движений»

Говорят, что судьбу определяет выбор человека. Важно всё – каждый шаг, каждый жест, каждый взгляд, каждая мысль. Возможно, самый главный выбор человек делает, когда определяется с профессиональным будущим, ведь хочется не ошибиться, ходить на работу с удовольствием и заниматься любимым делом. Методист учебно-методического отдела Александр Жуковский в своё время выбрал педагогический путь. Судьба немного скорректировала его планы и добавила в жизнь другие краски.

– Александр Тадеушевич, на работе все привыкли видеть Вас очень серьёзным. Интересно узнать, какой Вы в жизни. По традиции для начала предлагаю оглянуться назад и вспомнить детские годы.
– Я брестчанин. Родился в семье рабочих. Несмотря на то, что учился в средней школе № 9, иностранные языки меня не привлекали (и всё же в будущем знание английского языка пригодилось). В целом я был «заточен» на учёбу, поэтому любимых предметов у меня не было. Может быть, выделю физкультуру, потому что всегда серьёзно занимался спортом. В первом классе это была спортивная гимнастика. Из-за несовпадения в расписании уроков в школе и тренировок через год пришлось расстаться с гимнастикой. А жаль, потому что мне очень нравилось прыгать на батуте, делать сальто в прыжке через коня и подтягиваться. С пятого по девятый класс ежедневно посещал спортивную секцию по лёгкой атлетике в городском спортивном учреждении, в частности занимался метанием копья.

– Студенческая жизнь запомнилась?
– В аттестате об общем среднем образовании у меня были только пятёрки и четвёрки (по пятибалльной шкале). Все предметы знал примерно на одном уровне. После школы я решил поступить в Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина на специальность «Биология и химия». Это был шок для моего классного руководителя, которая считала, что поступить на эту специальность для меня практически невозможно (всё-таки химия) и лучше поступать на специальность «Начальное образование» – мальчиков туда берут с руками и ногами. С 1989 года я студент факультета естествознания.
Вначале, как и в
 школе, любимых дисциплин не было. Понимал, что ненужных знаний не бывает, поэтому был максимально погружён в учёбу. Но на третьем курсе преподаватель кафедры ботаники Ольга Николаевна Веремчук пригласила меня в научно-исследовательскую группу по изучению биоразнообразия Брестского района и «заразила» ботаникой. Причём так основательно, что до сих пор я «болен» этой наукой.

Ботаника ботаникой, а вот мой любимый преподаватель в студенческие годы – химик Нонна Степановна Ступень. Сейчас я от химии далеко, но очень рад, что с Нонной Степановной мы коллеги и, надеюсь, друзья. Некоторых моих учителей, к сожалению, уже нет с нами – Маргариты Петровны Жигар, Алексея Георгиевича Бурдина и других, но они оказали на меня огромное влияние как на будущего ботаника.
Незабываемые впечатления остались от работы в студенческом отряде. Я был
 комиссаром. Прежде чем мы отправились строить кирпичный дом в Орловскую область (Россия), сначала мне самому пришлось съездить на место, где будет возводиться объект. Представляете, мне, двадцатилетнему молодому человеку, который всегда жил с родителями, необходимо было отправиться в такое далёкое путешествие. Это был интересный опыт. Я никогда не держал в руках мастерок, а пришлось класть кирпичную кладку. За время работы в студотряде нашёл новых друзей.
В
 студенческие годы я часто фотографировал людей. Практически вся стипендия уходила на плёнки, фотобумагу, химикаты для проявления фотографий. Хотелось делиться ими с однокурсниками. Но пропускать занятия было никак нельзя, особенно по химии, поэтому фотографии я делал по ночам. Одно время посещал фотокружок у Владимира Сергеевича Христофорова. Мы общаемся до сих пор, и не только по служебным вопросам: фотографией я также «заражён» основательно.

– Как складывался Ваш трудовой путь?
– После получения диплома о высшем образовании я поступил в аспирантуру Национальной академии наук Беларуси в Институт экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича. Моим научным руководителем был академик Виктор Иванович Парфёнов, но фактически непосредственным моим куратором был Дмитрий Иванович Третьяков – увлечённый флорист, профессионал своего дела.

С кандидатской диссертацией у меня не сложилось. Но вклад Дмитрия Ивановича, как и Ольги Николаевны, в моё личностное и профессиональное становление огромен. Уверен, что в жизни ничего не бывает просто так, и ни о чём не жалею. Надо двигаться дальше.
Я предполагал, что по окончании аспирантуры начну трудовой путь в БрГУ в качестве преподавателя. Но первый год мне пришлось поработать секретарём в деканате факультета начального образования. Наверное, я единственный парень в истории университета, который был секретарём в деканате (улыбается). Эта работа ответственная и очень
 важная. От секретаря факультета зависит многое. Например, зайдите в деканат юридического факультета и вас встретит Анастасия с сияющей улыбкой. Один взгляд, несколько слов – и у вас на весь день хорошее настроение, дела спорятся. Помню, один раз я даже замещал декана факультета (видимо, секретарь из меня был неплохой), до сих пор встречаю бывших студентов, которые запомнили меня как декана (улыбается). Потом перевёлся на кафедру естественно-математических дисциплин этого факультета в качестве преподавателя биологических дисциплин. А во второй половине дня я работал лаборантом межфакультетского центра экологии и природоведения.
Одним из направлений деятельности центра было создание учебно-методических наглядных пособий по эколого-природоведческим дисциплинам. С 1999 года нашими сотрудниками, в первую очередь Ольгой Николаевной Веремчук, Николаем Константиновичем Якимовичем, Владимиром Васильевичем Шималовым, было создано более двадцати стендов о природе, в том числе о разнообразии белорусской природы, издано более пятнадцати учебно-методических пособий, опубликованы научные статьи. Я отвечал за подготовку фотоматериалов и частично за текстовое сопровождение. Для этого необходимо было сфотографировать природные объекты. Вот здесь-то и пригодились мои навыки в фотоделе. Я настолько увлёкся изучением природы родного края, что ни дня не проводил без фотоаппарата в руках. В то время я был самым счастливым человеком: изучал природу в Природе, фотографировал, участвовал в разработке пособий и стендов, мне оплачивали расходные материалы (в день я мог использовать до десяти плёнок), да ещё и платили заработную плату. Первое учебное наглядное пособие «Природные сообщества Беларуси» с авторскими фотографиями вышло в 2003 году. А вскоре у меня появился цифровой фотоаппарат и жизнь стала ещё прекрасней.

Как же Вы оказались в учебно-методическом отделе?

– Проректор по учебной работе Станислав Григорьевич Рачевский предложил мне занять вакантное место в учебном отделе. Я понимал, что с диссертацией не сложилось, учебная нагрузка (а соответственно, и заработная плата) из года в год снижалась, поэтому и согласился. Надо двигаться дальше. Какое-то время работал заместителем начальника, а с 2006 года был назначен начальником отдела.

– Вам есть что сравнивать. Какая работа в университете Вам больше всего по душе?
– Я по-прежнему преподаю. В то же время для меня эта работа важна, я бы сказал, просто необходима: всё, что мы требуем от преподавателей, сначала следует «примерить» на себя.
Мне очень нравилось работать в команде с Ольгой Николаевной Веремчук и Николаем Константиновичем Якимовичем по созданию учебной наглядности по биологии, и в первую очередь учебно-методических пособий. Это работа творческая. Я и сегодня этим занимаюсь, не так активно, как хотелось бы, но всё же. Недавно вместе с Наталией Анатольевной Вахний подготовили к изданию атлас-определитель «200 цветковых растений Беларуси». Кстати, Наталия Анатольевна очень увлечённый ботаник. Она также причастна к моему становлению: в студенческие годы обучала меня азам ботанической науки, а сегодня мы совместно изучаем флору Брестского региона.

  

Работа в учебно-методическом отделе наиболее сложная, напряжённая и весьма ответственная. Но благодаря сплочённой команде всё спорится. У нас в отделе случайных людей нет, все профессионалы, все на своём месте.

– Что Вам помогает отвлечься от будничной суеты?
– Фотографировать – моё хобби. Я часто выхожу, выезжаю на природу. Неспешно двигаюсь по определённому маршруту, ведь никогда не знаешь, на какой цветок прилетит бабочка и может получиться красивый кадр. Но это хобби профессиональное. Многое из того, что я увидел и запечатлел, затем использую в преподавательской деятельности. Неоднократно участвовал в фотовыставках, организованных Брестским областным краеведческим музеем – «Лесные невидимки» (2017), «Стихия водная Полесья, твои преданья берегу я» (2021). Ежегодно меня приглашают в качестве члена жюри при проведении фотоконкурсов на природную тематику среди учащихся школ города Бреста.

Путешествую с фотоаппаратом (а он не пушинка) много, поэтому необходимо держать себя в тонусе. Ежедневно на работу и обратно домой хожу пешком, а по вечерам занимаюсь на школьном стадионе. Одним словом, в моей жизни по-прежнему есть место спорту.

Расскажите о своей семье, пожалуйста.
– С супругой познакомился, когда учился в аспирантуре в Минске. Сейчас она преподаёт в средней школе № 1 города Бреста (где я бегаю, подтягиваюсь и отжимаюсь). У нас трое замечательных сыновей. Старшие уже нашли себя в жизни. Алексей вместе с женой два года назад подарил нам внучку Машу. А младший ещё школьник – учится в таможенном классе. Посмотрим, по какой стезе пойдёт дальше. Может быть, решит поступать на юридический факультет.

– Александр Тадеушевич, рада, что наша беседа состоялась. Спасибо, что нашли время для интервью. Новых профессиональных успехов и творческих поисков!

Юлия Вовк
Фото из архива
Александра Жуковского

Поделиться: