Анна Сендер: «Счастлив тот человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой»

Наверное, было предрешено, чтобы Анна Сендер стала педагогом, ведь она появилась на свет в День знаний. Сегодня Анна Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, известный в Беларуси и за рубежом учёный в области педагогики и методики преподавания математики, автор многочисленных научных и учебно-методических работ, в том числе монографий. Она много труда и души вкладывает в свою работу, что отмечено наградами различного уровня. На час Анна Николаевна остановилась в своём стремительном движении и оглянулась назад – вспомнила, почему решила стать педагогом, какими были первые шаги в профессию, что удалось сделать в должности ректора. Также Анна Сендер рассказала о своей научной школе, семье и поделилась секретом хорошей физической формы.

– Анна Николаевна, почему Вы решили стать педагогом?
– У меня перед глазами всегда был пример мамы, которая работала учителем. Эту профессию очень ценил отец. Он считал, что с педагога начинается всё. И с этим нельзя не согласиться, ведь врач, инженер, любой другой специалист начинаются с учителя.
Что касается математики, то, как говорил известный учёный Михаил Васильевич Ломоносов, «математика ум в порядок приводит». Кроме того, выпускники физико-математического профиля имеют широкий спектр для профессиональной деятельности – могут работать педагогами, управленцами, программистами в различных учреждениях и организациях. Конечно, учитель физики и математики – ключевая профессия в этом спектре и одна из основных фигур в педагогике.

– Вспомните, пожалуйста, свои студенческие годы.
– Когда я училась в институте, мы, студенты, долго готовились к занятиям. Сложно сказать, почему современные обучающиеся тратят на выполнение заданий меньше времени. Возможно, это связано с тем, что стало легче получать информацию. Но ведь от информации до знания очень много шагов. Поэтому хотелось бы, чтобы студенты больше внимания уделяли изучению учебных дисциплин и занимались самообразованием. А сравнивать студенческие годы разных десятилетий, наверное, не совсем корректно, ведь меняются времена, под их влиянием и люди. Я люблю, ценю и уважаю наших обучающихся.

– Как складывался Ваш трудовой путь?
– По окончании университета я была направлена на работу в Барановичи, где в одной из школ города преподавала физику и математику. Потом уехала в родной Пинск, где работала в педагогическом училище. Параллельно училась в аспирантуре. Именно тогда поняла, что мне очень близка педагогика. Каждый учитель является исследователем, а педагогика предоставляет широкое поле для исследовательской деятельности.
В наш университет трудоустроилась в 1989 году. В 1990-м защитила кандидатскую диссертацию, а спустя девять лет – докторскую на тему «Формирование профессиональной направленности студентов педагогических высших учебных заведений при изучении естественно-математических дисциплин». В 2002 году впервые заняла руководящую должность – была назначена заведующим кафедрой естественно-математических дисциплин. Также работала проректором по учебной работе и первым проректором. В 2014-м Глава государства согласовал назначение на должность ректора университета.

– Чего Вам удалось достичь за годы руководства университетом?
– В Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина за тридцать пять лет я прошла путь от ассистента до ректора. Для меня университет – это не только место работы, но и дом, семья. Большую часть своего времени я провожу именно здесь, значит, и мои друзья – коллеги.
В 2016 году БрГУ впервые получил Премию Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества и впоследствии дважды её подтвердил.

 

За годы моего руководства университетом было открыто шесть специальностей второй ступени высшего образования, а именно «Социальная психология», «Веб-программирование и интернет-технологии», «Инновации в обучении иностранным языкам», «Психологическое консультирование и психокоррекция» и «Журналистика». Также в университете началась подготовка по специальностям первой ступени высшего образования – «История (по направлениям) – «История (археология)», «История (политология)», «Урбанология и сити-менеджмент» и «Информация и коммуникация». В 2015 году открылась специализация «Медицинская психология» специальности «Психология» первой ступени высшего образования.

Разработаны, внедрены и уже стали традиционными новые формы и методы воспитательной работы с молодёжью: парад студенческой молодёжи «НАШ ОРИЕНТИР: ВЕСНА! СТУДЕНЧЕСТВО! УСПЕХ!» в рамках фестиваля творчества студентов «Студенческая весна», проект «Республиканские студенческие дни “Я Беларусью дорожу: я здесь учусь, я здесь живу, или Молодёжный воркшоп”» ко Дню народного единства, интерактивный фестиваль студентов-волонтёров «Волонтёрство – на благо общества», квест-представления для учащихся школ города Бреста «Чудеса у ёлки» и «Страна невиданных приключений» на агробиостанции университета во время зимних и летних каникул, диалоговая творческая встреча студентов и преподавателей БрГУ имени А.С. Пушкина с хором ветеранов войны и труда имени Н. Шощица «В сердцах поёт Победный Май!» ко Дню Великой Победы.

За формирование и укрепление у студентов чувства патриотизма, воспитание у них нравственных качеств и ценностей, информационно-просветительскую работу с молодёжью очень благодарна Татьяне Васильевне Соколовой и Татьяне Николаевне Кошик.
Заработная плата сотрудников выросла на десять процентов за счёт премий и материальных выплат.

– Анна Николаевна, давайте немного поговорим о Ваших встречах со студентами. Вы часто общались с молодёжью за рамками учебных занятий. Какую цель Вы перед собой ставили, когда приняли решение встречаться со студентами?
– С 2016 по 2023 год в БрГУ имени А.С. Пушкина регулярно проводились встречи ректора со студентами на факультетах, со студенческим активом различных организаций и объединений БрГУ в режиме открытого диалога. Их цель – предоставление возможности обучающимся задать руководителю любые вопросы. В 2020 и 2021 годах такие встречи проходили в ином формате. Я общалась с ребятами по обозначенным темам – адаптация обучающихся к образовательному пространству университета, реализация государственной молодёжной политики в Беларуси, развитие системы высшего образования, студенческого спорта в нашей стране, патриотизм и историческая память, профессиональное становление будущих специалистов, трудоустройство выпускников учреждений высшего образования и так далее. Такие встречи полезны двум сторонам. Студентам помогают разобраться во многих проблемных вопросах, увидеть, какие условия для личностного и профессионального развития созданы в нашей стране. Ректор же понимает, что волнует студентов, анализирует высказанные проблемы и предложения молодых людей и с учётом этого корректирует работу структурных подразделений университета.

Традиционными стали поздравления с Новым годом иностранных обучающихся. 31 декабря с восьми до одиннадцати вечера я объезжала общежития, говорила ребятам тёплые слова и вручала сладкие подарки. Мы вместе фотографировались. Эти фотографии студенты отправляли своим родителям и рассказывали, как о них заботятся в университете. Этот факт сыграл свою роль в привлечении большего потока иностранных студентов в БрГУ имени А.С. Пушкина. Знаю, что есть братья и сёстры этих ребят, которые потом приезжали учиться к нам, поскольку понимали, что не будут чувствовать себя одиноко вдали от родины.

– Трудно ли быть женщиной-руководителем? В чём секрет Вашего успеха?
– Когда Президент Александр Григорьевич Лукашенко давал согласие на назначение меня ректором, он высказал своё понимание того, что женщине быть руководителем непросто, и говорил, что какое-то время дадут войти в курс дела, а дальше будет серьёзный спрос. Я очень благодарна Главе государства за поддержку.

Как такового секрета и нет. Я всегда была максимально открыта для коллег и студентов. Абсолютно любой преподаватель или обучающийся мог зайти ко мне в кабинет со своим вопросом или позвонить и спросить совета. К слову, все студенты знали номер моего мобильного телефона. Я всегда озвучивала его на линейке первокурсников и повторяла на встречах. Ребята звонили мне. Причём задавали вопросы не только относительно учёбы, но и личные. Например, одна девушка советовалась, стоит ли выходить замуж, если она ещё не окончила университет и планирует поступать в магистратуру, спрашивала, сложно ли совмещать учёбу и семейные обязанности. Бывали и курьёзные случаи. У первокурсника мой номер телефона был подписан «жен». Он забыл, чей это контакт, и решил позвонить. Оказалось, что общается с ректором. Молодой человек поделился впечатлениями от учебного процесса и рассказал, как адаптировался к новым реалиям.

– Вы одновременно возглавляли университет, преподавали, участвовали в общественной деятельности города и страны. Расскажите немного об общественной нагрузке.
– Почти десять лет я возглавляла Брестскую областную организационную структуру Республиканского государственного общественного объединения «Знание». Эта давно созданная организация ставит перед собой образовательные, идеологические, воспитательные и другие цели и активно работает. Являюсь членом Белорусского союза женщин и организации «Белая Русь». Активно участвую в её деятельности.

– Анна Николаевна, несмотря на успешную карьеру, Вам удалось построить крепкую семью. Знаю, Вы очень ею дорожите.
– У меня замечательная семья. Муж всегда поддерживает. У сына трое детей, так что я многодетная бабушка. Внучка Катя учится в Минском государственном лингвистическом университете на переводческом факультете, средний внук окончил девятый класс, а младшая перешла в четвёртый. Невестка Людмила – замечательная жена и мама. Она для меня как дочь.
Радует, что сын продолжил педагогическую династию. Не буду скрывать, я немного его направляла в сторону преподавательской деятельности. Он получил специальность «Экономическая кибернетика», а потом отучился в аспирантуре Белорусского государственного университета.
Кто-то сказал, что счастлив тот человек, который утром с радостью идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Так вот я счастливый человек.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Любовь к музыке пронесла через всю жизнь. Раньше занималась на фортепиано с внучкой. Иногда сама сажусь за инструмент и играю. Мне нравится вальс «Осенний сон», сборник нот «У камина» – это в основном романсы. Музыка – отдых для души. С детства люблю ездить на велосипеде. Каждый вечер кручу педали по пятнадцать – двадцать километров. Помогает снять накопившееся напряжение и всегда быть в хорошей физической форме.

– Поделитесь, пожалуйста, планами.
– Считаю, что доктор наук, профессор должен создать собственную научную школу. Мною подготовлено шесть кандидатов наук. В настоящее время один аспирант завершил работу над диссертацией на тему «Формирование надпрофессиональных умений у учащихся колледжа». Человек-практик решил обобщить свой опыт. Уважаю таких учителей. В сентябре состоится обсуждение этой диссертации.
Приятно, что одна выпускница физико-математического факультета, которая уже четыре года работает в школе, нашла меня и сказала, что хочет заниматься наукой, поступить в аспирантуру и писать кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики. Мы уже определились с темой.

Я продолжу расширять свою научную школу и работать с аспирантами и теми, кто будет поступать в докторантуру. Мне нравится преподавать, поэтому буду работать на кафедре. Преподавание – двунаправленный процесс: я учу студентов, но вместе с тем и сама многому учусь у них.

Всю свою профессиональную деятельность Анна Сендер проходит с пониманием того, что учитель – самая важная профессия, от которой зависит как будущее юных белорусов, так и будущее всей страны. Поэтому для Анны Николаевны педагог – это не просто профессия, а образ жизни. И на протяжении своего трудового пути она ежедневно это доказывает своими интересными лекциями и практическими занятиями, заботой о студентах и искренними надеждами на то, что выпускники Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина будут достойными гражданами Беларуси.

Юлия Вовк
Фото из архива БрГУ

Поделиться: