Эффективная профориентация: проблемы и способы решения

16 февраля 2018 года руководитель Центра «Профориентир» при Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина Мария Степановна Ковалевич приняла участие в заседании городского информационно-методического семинара психологов, посвященного проблемам профориентации учащейся и рабочей молодежи. Семинар был организован Управлением по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома.

На семинаре с сообщением «Профессиональная ориентация – одна из форм поддержки граждан в целях реализации Госпрограммы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2018 г.» выступила начальник отдела рынка труда, профориентации и обучения Е.А. Улитка. С ситуацией на брестском рынке труда слушателей познакомил главный специалист отдела А.В. Пивень.

Руководитель центра «Профориентир» М.С. Ковалевич акцентировала внимание участников семинара на актуальности проблемы профориентации в связи со сложной демографической ситуацией в стране и обратилась к опыту организации такой деятельности в странах с высокой психологической культурой: США, Франции, Великобритании, Германии, Японии.

Мария Степановна поделилась впечатлениями о поездке в Высшую педагогическую школу Вайнгартена (Германия). Педагогическая школа Вайнгартена – партнер нашего университета. Целью поездки было изучение особенностей немецкой системы образования и профессиональной ориентации учащихся и студентов.

Интерес у слушателей вызвала информация о реализации в БрГУ имени А.С. Пушкина профориентационного проекта «Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Украины и Беларуси через создание трансграничной региональной сети университетских центров профориентации и развития профкарьеры». Проект реализуется в рамках Программы территориального сотрудничества Восточного партнерства EaPTC (Eastern Partnership Territorial Cooperation Support Programme) «Беларусь-Украина». Восемнадцать трансграничных команд были отобраны для получения финансирования от Европейского Союза с целью реализации проектов, касающихся совместного решения общих проблем в соседних регионах Беларуси и Украины. Проект, подготовленный БрГУ имени А.С. Пушкина (автор М.С. Ковалевич) совместно с Острожской Академией (Украина) и ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель), прошел жесткий конкурсный отбор из 148 проектов и был высоко оценен экспертной комиссией.

Задачи проекта:

  • создать концепцию и методические рекомендации по организации профориентационной деятельности в учреждениях образования;
  • выявить профориентационные возможности образовательного процесса с учетом их региональной специфики;
  • разработать интерактивную модель профориентационной деятельности с детьми и молодежью, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки;
  • разработать и адаптировать интерактивные диагностические и развивающие методики профориентационной деятельности, среди которых:
  • разработать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогической поддержки учащихся, безработных, обращающихся в Центр профориентации и развития профкарьеры, в их профессиональном самоопределении;
  • организовать сотрудничество с Центрами занятости населения с целью совершенствования профориентационных услуг безработным;
  • создать студенческий отряд волонтеров-профориентологов «Перспектива» с целью их привлечения к организации профориентационной деятельности в учреждениях образования.

Реализация проекта направлена на решение следующих проблем:

  • затруднения, испытываемые молодежью в процессе профессионального самоопределения;
  • низкий уровень профессиоведческой и психологической информированности молодежи о качествах личности, необходимых для работы по избранной специальности; о потребностях в кадрах района, города, села; о медицинских противопоказаниях к работе по избираемой специальности;
  • несовершенство наработанных механизмов взаимодействия школы, семьи, вузов, работодателей в организации профориетационной деятельности среди населения.

Предложенный в рамках проекта подход даст возможность:

  • найти способы объединения усилий местных сообществ, заинтересованных в
  • создать условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической поддержки профессионально-ценностного самоопределения и самореализации молодежи
  • найти общие проблемы и способы их решения с целью повышения качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействие социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

С целью повышения качества профориентационной работы участники семинара высказали пожелание организовывать такие семинары систематически и встречаться как в БрГУ имени А.С. Пушкина, так и в Центре занятости для совместного обсуждения проблем профориентации и способов их решения.

Центр «Профориентир»

Поделиться: