Евгений Осипов: «Важно уметь сложные вещи объяснять простыми словами»

Когда Евгений Осипов при поступлении выбирал специальность «Немецкий язык. Английский язык», он и подумать не мог, что станет педагогом. Серьёзный молодой человек, имеющий за плечами определённые успехи в спорте, окончивший лицей с серебряной медалью, был ориентирован на содержательное направление в языках. Уже позже, в процессе обучения в вузе, Евгений Дмитриевич понял, что его призвание – учить других. Выработав собственные принципы обучения, он быстро пошёл вверх по карьерной лестнице. Декан факультета иностранных языков поделился своим видением педагогической профессии.

– Евгений Дмитриевич, как проходило Ваше детство?
– Я родился в Бресте. Занимался футболом в Брестском областном центре олимпийского резерва по футболу. Иногда в день бывало по две тренировки. Профессиональное будущее связывать со спортом не собирался, да и травма не позволила бы стать спортсменом. Но спорт научил меня дисциплинированности и чёткому планированию времени.
Никогда не испытывал симпатии к математике и физике, биология и химия – также не моё. После восьмого класса поступил в лицей № 1 имени А.С. Пушкина, в котором на углубленном уровне изучал немецкий язык и белорусскую литературу. Чтение заняло важную часть моей жизни. Изучение белорусской литературы на профессиональном уровне позволило познакомиться практически со всеми произведениями отечественных классиков. Также много читал на немецком. Это были замечательные три года. Позже многие мои одноклассники стали моими одногруппниками в университете.

– Вспомните, пожалуйста, свои студенческие годы.
– Когда я поступал на факультет иностранных языков БрГУ имени А.С. Пушкина, то выбирал именно языки. Желание стать педагогом появилось в процессе обучения. С нами работали замечательные преподаватели – люди, которые являются примером преданности своему делу. Когда я учился, не было современного оборудования. Были лингафонные кабинеты, где мы, слушая различные плёнки, выполняли домашнее задание по фонетике. Если учились во вторую смену, то в десять утра уже были на факультете: для работы были необходимы книги, которых у нас дома не было. У нас была очень серьёзная практика.
Студенческие годы для меня – это учёба, друзья и знакомство с будущей супругой.

– Насколько я понимаю, Ваша трудовая биография началась в нашем университете?
– В 2004 году я окончил университет с дипломом с отличием. По распределению мне предложили остаться ассистентом на кафедре немецкого языка с методикой преподавания. Так и началась моя трудовая деятельность. В 2006 году поступил в аспирантуру нашего университета, в январе 2012 года защитил кандидатскую диссертацию.
В 2013/14 учебном году работал заведующим кафедрой лингводидактики. С 2014 по 2017 год занимал должность проректора по учебной работе. В настоящее время уже пятый год работаю деканом факультета иностранных языков. Работая на административных должностях, не прекращал педагогическую практику и вёл занятия у студентов. Преподавательская деятельность мне ближе, чем руководящая.

– Что Вы считаете главным в профессии педагога?
– В педагогической деятельности нравится возможность общения со студентами, наблюдения за их достижениями, происходящими изменениями. Обучая, преподаватели учатся сами. Так сложилось, что часть своих занятий я провожу со студентами первого курса. Это позволяет увидеть всех такими, какими они приходят на факультет из школы. А когда проводишь занятия с теми же студентами, но уже старшекурсниками, то непроизвольно сравниваешь, понимаешь, что перед тобой твои будущие коллеги, достигшие определённых результатов в учёбе, научной деятельности и общественной работе.
В должности декана общение со студентами больше сводится к организационным вопросам, а педагог может глубже узнать современное молодое поколение. Считаю, что нельзя сравнивать студентов разных десятилетий. Современные обучающиеся хорошие для своего времени: они мобильные, быстро ориентируются в информационном потоке, открыты для нового и легки на подъём.
В педагогической деятельности важно уметь сложные вещи объяснять простыми словами. Мы готовим будущих учителей и должны их учить обучать других. На мой взгляд, основная задача университетского образования – не только разъяснять, но и показывать варианты применения полученных знаний. Это подразумевает, что учитель должен поставить себя на место того, кого он обучает.

– Декану удаётся найти свободное время?
– Всё своё свободное время я уделяю семье. У меня трое детей. Дочь – студентка, сын – школьник, в 2023-м родилась младшая дочь. Я с удовольствием гуляю с коляской и вспоминаю, как росли старшие дети. Если есть возможность, с семьёй выезжаю на дачу, на которой мы совмещаем приятное с полезным – отдыхаем и работаем. Любим гулять.

– Евгений Дмитриевич, поделитесь, пожалуйста, планами.
– Ничего грандиозного. Продолжать работать в университете.

Евгений Осипов гордо идёт по жизни с почётным статусом педагога высшей школы, потому что труд преподавателя созидательный и благородный. Евгений Дмитриевич предан своей профессии и работает так, чтобы его студенты влюблялись в выбранное дело и понимали значимость педагогической деятельности для общества.

Юлия Вовк
Фото из архива Евгения Осипова

Поделиться: