Павел Крусь: «Философия направлена на излечение души»

Доцент кафедры философии и экономики кандидат философских наук, доцент Павел Крусь на своих занятиях всегда успевает не только обучать студентов, но и воспитывать и развивать их. С этой важной задачей педагога он справляется отлично. Павлу Павловичу в работе помогают мудрость и широкий кругозор. Ему никогда не составит труда яркими примерами проиллюстрировать новый материал. Поэтому на лекциях и семинарах Павла Круся никогда не бывает скучно. В интервью он охотно рассказал о пути в профессию, профессиональных принципах и о том, какое место в его жизни занимают студенческие годы.

– Павел Павлович, знаю, что Вы родом из Кобринского района. Как проходило Ваше детство?
– Я родился в деревне Пески Кобринского района. На малой родине прожил всего несколько месяцев, потому что наша семья переехала в город Кобрин. Я полон радостных воспоминаний о детстве – читал, увлекался спортивными играми и коллекционировал грампластинки. Любовь к музыке позволила мне собрать большую фонотеку, которой я очень горжусь.

– Это замечательное время пролетело незаметно. Нужно было определяться с будущей профессией. Для Вас этот выбор был сложным?
– Родители видели меня врачом, и я даже предпринимал попытку стать студентом Ленинградской военно-медицинской академии. С этой профессией не сложилось. Я много гулял по Ленинграду, потому что этот город покорил меня своей красотой. Ноги привели к Ленинградскому государственному университету имени А.А. Жданова. Тогда я и решил поступать на философский факультет. Сегодня, имея большой трудовой стаж, могу сказать, что медицина и философия тесно связаны, ведь первая направлена на излечение тела, а вторая – на излечение души.

 

– Студенческие годы часто вспоминаете?
– Если почитать воспоминания бывших студентов, особенно выдающихся людей, то студенчество стоит рассматривать как часть образования и как часть воспитания. Студенческая жизнь предполагает живое, творческое общение и духовное обогащение, определяющие часто не только наши профессиональные успехи, но и судьбу. Поэтому мне хочется обратить внимание современных молодых людей на то, чтобы они ценили студенчество и стремились наполнить его как можно большим содержанием.

Я сам, конечно, вспоминаю эту замечательную пору, которая перевернула всю мою жизнь. Вмиг стал более ответственным, ведь приходилось много заниматься, порой до утра, так как требования к обучающимся были очень высокими. Вместе с тем мне удавалось самосовершенствоваться, расширять кругозор. С большим удовольствием ходил в театры и слушал музыку. Я познакомился со всем репертуаром ведущих театров Петербурга. А приобщился к искусству после того, как на меня неизгладимое впечатление произвёл спектакль «Цена» в Большом драматическом театре.

– Павел Павлович, расскажите о своём трудовом пути.
– Меня распределили ассистентом в Красноярский политехнический институт. Помню, здесь зимой было сорок шесть градусов мороза, а тут я из Кобрина в туфлях. Чтобы позвонить домой и попросить переслать тёплую одежду, нужно было ехать в центр Красноярска на переговорный пункт. Несмотря на эти и другие сибирские трудности, не могу не отметить удивительное тепло сердец местных жителей, их человечность и оптимизм.
Вскоре я вернулся в альма-матер и поступил в аспирантуру. После её окончания в 1988 году приехал работать в Брестский педагогический институт. Так и тружусь здесь уже несколько десятилетий, два из которых не только преподавал, но и заведовал кафедрой.

– Вы можете дать оценку современному университету, высшему образованию в целом?
– На мой взгляд, современной системе образования вредят многочисленные «метания» организационно-методического характера. Конъюнктура рынка труда динамично меняется, образование становится дорогим, а времени на духовное развитие молодые люди находят всё меньше. Поэтому я считаю, что нужно почитать высокую ценность человека как личности, а не сводить её только к уровню эффективного средства производства и потребления.

Я приверженец классического принципа в системе образования, особенно постулируемого в классических университетах. Главная задача – научить студентов мыслить творчески, корректно, системно, что возможно только при условии безграничного уважения к мысли и её носителю – человеческой личности. Нужно сберечь лучшее из классического наследия в образовании и научиться органично сочетать его с новыми методами и формами.

– Чем наполнено Ваше свободное время?
– Мне по-прежнему интересно искусство. Современным молодым людям хотелось бы посоветовать критически относиться к спискам наиболее почитаемой литературы, потому что главным в общении с литературой, а также искусством выступают наши чувства: именно они наши самые честные помощники и советчики. И они, как правило, не обманывают. По-настоящему прочитанная книга – та, которая оставила неизгладимый отклик в сердце.

На меня произвели впечатление сказки Андерсена, особенно «Гадкий утёнок», а также «Дон Кихот» Сервантеса, иллюстрирующий человеческую натуру, «Герой нашего времени» и «Мцыри» Лермонтова. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова интересен тем, что в нём нет ни одного однозначно воспринимаемого персонажа. Роман «Робинзон Крузо» Дефо можно перечитывать, когда на душе плохо, потому что главный герой в сложной ситуации не отчаивается. Эта книга – гимн разумному, созидательному, гуманистическому началу человеческой деятельности.
Мне по душе многие произведения киноиндустрии, театра и музыки, в том числе лёгкая эстрада, которая духовна.

– Какие у Вас планы?
– В соответствии с жизненным опытом и возрастом стараюсь всё меньше произносить слово «план», заменяя его словом «намерения». Мне хочется, чтобы цивилизация более внимательно обращалась к идеалам высокой духовности и гуманизма. Следует не забывать, что главная задача гуманистического общения заключается не в увеличении информации, а в очеловечивании человеком самого себя и окружающей его природы.

Несмотря на то, что уже достиг пенсионного возраста, мои родители живы, что я расцениваю как награду судьбы. Хочется, чтобы они были рядом как можно дольше. У меня прекрасные жена, дочь и внуки. Общение с семьёй является для меня важным источником сил и существования.

Павел Крусь любит жизнь и шагает по ней уверенно, даря улыбку каждому новому дню и всем окружающим. И они отвечают ему взаимностью: жизнь преподносит подарки, близкие радуют хорошими новостями, а студенты проявляют любовь к философии. Это значит, что Павел Павлович награждён судьбой за все свои устремления и поступки, направленные на развитие и созидание.

Юлия Вовк
Фото Владимира Христофорова, Юлии Вовк
и из личного архива Павла Круся

Поделиться: