Татьяна Ничишина: «Любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Тот, кто знаком с деканом психолого-педагогического факультета Татьяной Ничишиной, уверен, что она удивительная женщина. На работе у неё всегда деловой внешний вид и ровная осанка. Татьяна Викторовна невозмутима в любых обстоятельствах и готова помочь окружающим, если понадобится. При этом ей удаётся умело совмещать профессиональные обязанности с ролью хранительницы домашнего очага.

– Татьяна Викторовна, вспомните, пожалуйста, своё детство. Каким оно было?
– У меня было традиционное детство с традиционным детским миром: игры, сказки, творчество, детские увлечения и интересы. В школе была очень ответственным учеником, поэтому мне доверяли важные поручения (ведущая на школьных мероприятиях, экскурсовод в школьном музее и другие). Участвовала во всех активностях школы и класса – поздравление ветеранов, помощь одиноко проживающим людям, уборка воинских захоронений, благотворительные акции, концерты-поздравления.

– Как сложился Ваш путь после окончания школы? Что запомнилось в студенчестве?
– После окончания школы я поступила в наш институт на специальность «Педагогика и методика начального обучения». Первые впечатления в студенческой жизни – это уникальный состав преподавателей факультета со своей спецификой подачи материала, увлечённостью преподаваемым предметом, высокой интеллигентностью.
Образ студенчества – это учёба, читальный зал и областная библиотека. Необходимо было успеть занять место в читальном зале, заказать книги и журналы, найти информацию, законспектировать и выучить. Нужных книг было мало, компьютеров не было, о ксероксах не знали. Если вдруг кто-то пропускал занятия, одногруппники просили писать под копирку (современные студенты о ней и не знают). Курсовые работы писались «от руки», дипломная – набиралась на печатной машинке. Сегодня в мире современных гаджетов это кажется чем-то древним и далёким. Запомнились студенческие конференции, дух научности, вовлечённость в научную деятельность при написании дипломной работы.
Я окончила университет с красным дипломом.

– Где начинался Ваш трудовой путь? Когда Вы начали работать в БрГУ? Как Вас принял коллектив в качестве преподавателя?
– Трудовой путь начался в национальной художественной гимназии № 3 города Бреста. У меня была возможность выбирать первое рабочее место. Из нескольких школ в Бресте выбрала национальную художественную гимназию, которая в те годы только открывалась, и преподавание всех предметов должно было осуществляться на белорусском языке. Педагогов туда отбирали специально созданной комиссией по собеседованию в администрации района. Я тоже приняла участие в своеобразном кастинге. Отбор успешно прошла и начала свою трудовую деятельность. У меня было два выпуска учащихся.

Но, как и каждому человеку, на определённом этапе жизненного пути мне хотелось движения вперёд, профессионального развития. Поэтому я поступила в аспирантуру. Моим научным руководителем стала доктор педагогических наук, профессор Анна Николаевна Сендер. Учёный, профессионал, лидер, руководитель, наставник, учитель, педагог. Мне повезло учиться у Анны Николаевны, работать под её руководством, работать вместе с ней. Я благодарна Анне Николаевне за то, что стала учёным (кандидатом наук, доцентом), за те возможности, которые были предоставлены мне в университете, и благодаря которым состоялось моё карьерное движение на разных должностях (ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой педагогики социальной и начального образования, декан биологического факультета (2016–2019 гг.), декан психолого-педагогического факультета (с 2019 г.).
Сначала на психолого-педагогическом факультете мне было и сложно, и легко. Я оканчивала этот факультет. Стены, аудитории, преподаватели – всё знакомо. Но… Ты уже преподаватель, коллега, к тебе предъявляются другие требования, обязанности. Скажу откровенно: с волнением приходила на работу. Но царившая на кафедре и факультете доброжелательная атмосфера, внимательное отношение к молодому коллеге помогли плавно влиться в команду преподавателей. Самые тёплые слова в адрес Марии Петровны Осиповой, Галины Васильевны Сегенюк, Ирины Александровны Мельничук, Ольги Васильевны Шурпан, Зои Михайловны Царёвой.

– Татьяна Викторовна, на Вас лежит двойная ответственность – организовать работу всего факультета и преподавать. Как удаётся совмещать? В чём Ваш секрет?
– Сказать, что ответственность двойная, этого недостаточно. Декан на факультете отвечает за всё. Факультет – это сложный механизм, и на декана возлагается не только организация работы, но и ее координация, контроль, сопровождение, поддержка и многое другое. Вместе со мной работают коллеги, профессионалы, на чью помощь и поддержку я могу рассчитывать. Вместе с нами – наши студенты, которых мы учим и которые вдохновляют нас на поиск новых подходов в обучении, разработку учебно-методических комплексов и многое другое. Преподавание – это двунаправленный процесс, это диалог со студентами, в котором важно слушать и слышать. Преподавание сегодня – это и воспитание. Совмещать работу декана и доцента получается (как и у всех деканов нашего университета). И в этом нет никакого секрета: грамотно распределённое время, приоритетность и по возможности равномерность в выполнении поставленных задач. Не люблю выполнять работу наспех.

– Давайте распишем один день декана психолого-педагогического факультета. Какие задачи решаете ежедневно? Убеждена, что к ним постоянно добавляются новые.
– Каждый день декана – разный, а задачи, казалось бы одинаковые по «звучанию», бывают совсем разные по содержанию, сложности, времени выполнения. Безусловно, есть ежедневное планирование работы. Но, приходя утром в деканат, открывая электронную почту, видишь, как планы на день заметно расширяются и приобретают определённую скорость. Надо всё успеть сделать качественно, грамотно, оперативно. Кроме того, нельзя запланировать количество телефонных звонков, вопросов-обращений, с которыми к тебе приходят преподаватели, студенты, родители.

– Какие у Вас есть методы или принципы работы в преподавательской деятельности?
– В работе преподавателя университета важна компетентность, постоянное самообразование и совершенствование в профессии. Важно быть современным педагогом для современных обучающихся. К этому следует добавить ценностное отношение к каждому студенту. Согласна с изречением: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

– Вы были членом Совета Республики. Расскажите, пожалуйста, об этой работе, а также расскажите о работе депутатом. И почему Вы активно вовлечены в политическую жизнь страны?
– Действительно, я работала в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва (2012–2016 гг.), входила в состав Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию. Спектр вопросов, относящихся к ведению названной комиссии, достаточно широк: труд и занятость населения, брак и семьи, охрана материнства и детства, молодёжь, здравоохранение, образование, наука, информация, охрана интеллектуальной собственности, культура и искусство, туризм, социальная защита населения и многое другое.

Работа в Совете Республики – это разные формы работы: участие в заседаниях Совета Республики, совместных заседаниях Палаты представителей и Совета Республики, а также в работе постоянной комиссии, в подготовке проектов законов, в выполнении поручений Совета Республики. Большой блок – работа с населением: встречи с коллективами работников, информирование населения о своей работе в Совете Республики, работа с обращениями граждан, участие в работе органов местного управления и самоуправления и другое.

Эта работа совмещалась с университетской деятельностью. Причём такое соединение имело свой «коэффициент полезности». Важнейшее направление работы члена Совета Республики – участие в законотворческом процессе. А дисциплины, которые я преподаю в университете для будущих учителей начальных классов, психологов, педагогов-психологов, требуют хорошего знания нормативной правовой базы в сфере работы с семьёй, трудными детьми, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Поэтому своим студентам я всегда говорила, что они находятся в «привилегированном» положении, так как первыми узнают о новациях законодательства.

С 2018 по 2024 год я была депутатом Брестского городского Совета депутатов ХХVІІІ созыва. Работа на этом уровне – погружение в социальные вопросы, дела молодёжи и ветеранов города Бреста. Это тесное общение с населением, помощь в решении актуальных для жителей проблем, разъяснение вопросов, входящих в компетенцию депутата.

– Если позволите, вопрос о семье. Как сложилась Ваша личная жизнь? Пошли ли дети по Вашим стопам?
 – О своей семье, перефразируя известное выражение, могу сказать так: «Моя семья – моё богатство». Мы с мужем – одноклассники и вместе идём по жизни. Ключевое правило нашей семьи – вместе. Вместе работаем, отдыхаем, мечтаем, разговариваем, молчим и так далее. Дочь не пошла по нашим стопам, работает и развивается в своём направлении.

– Чем Вы увлекаетесь в свободное время? Что помогает отдохнуть после сложного трудового дня?
– В свободное время люблю активности с движением и сменой визуальной картинки – посещение новых мест, езда на велосипеде, ходьба, работа на приусадебном участке и многое другое. Мне не нравятся монотонность и медленный темп происходящего, я люблю жить в динамике и гармонии. А если говорить о трудовом дне женщины, то он не заканчивается возвращением с работы домой. Дома тоже есть много интересных дел.

– Какие у Вас планы?
– В профессиональной сфере – это поиск ресурсов для динамичной работы факультета и достижения поставленных задач. Важно найти эти ресурсы в каждом преподавателе и сотруднике факультета, мотивировать на выполнение профессиональных задач, помочь, вдохновить. В семейной и личностной – мечтаю о путешествии и семейном отдыхе.

– Спасибо за интервью, Татьяна Викторовна. В университете никто не сомневается, что под Вашим руководством психолого-педагогический факультет ждёт много нового и интересного, а Вы покорите новые вершины.

Юлия Вовк
Фото из архива
Татьяны Ничишиной и БрГУ

Поделиться: