Татьяна Соколова: «Я буду учиться и работать в БрГУ»

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.
Надежда Веденяпина

Есть люди, которые работают ради получения зарплаты, реализации собственных идей или просто потому, что так надо. Но есть и другие – люди, которые спешат на работу, потому что преданны выбранному делу. В их числе выпускница Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина доцент кафедры социальной педагогики и психологии БрГУ Татьяна Соколова. Татьяна Васильевна – любимый преподаватель многих студентов, потому что она открыта в общении с ними, умеет установить доверительные отношения в тандеме педагог – обучающиеся, использует на занятиях интерактивные методы работы и приводит много примеров из собственной практики.

– Здравствуйте, Татьяна Васильевна! Вы восемь лет занимали должность проректора по воспитательной работе. Она обязывала Вас быть сильной и мудрой, требовательной и, наверное, в каких-то моментах даже жёсткой. При этом Вы всегда оставались отзывчивой и понимающей, доброй и справедливой. Наверное, все самые лучшие качества сформировались у Вас в детстве. Давайте вспомним, каким оно было.
– Я родилась в семье военнослужащего. Непродолжительное время росла в Чехословакии, потому что в этой стране отец проходил службу. В Брест наша семья переехала в 1983 году.
Папа служил в
 тридцать восьмой Брестской отдельной гвардейской Венской Краснознаменной десантно-штурмовой бригаде. Непростым было время, когда отец нёс службу в Афганистане. Он подорвался на мине. Но, как истинный военнослужащий, руки никогда не опускал и всегда оставался верным долгу перед Отечеством. После реабилитации папа приступил к работе в военкомате и на военной кафедре Брестского государственного педагогического института.
Мама всю профессиональную деятельность посвятила системе образования и имеет высшую квалификационную категорию учителя начальных классов.
Для нас с братом родители являются примером преданности делу и Родине, трудолюбия, искренности и доброты. Мама с папой и бабушки окружали нас заботой и вниманием. Каждое лето мы бывали на море. Так что детство было счастливым.

– Вы выросли и поступили в университет. Студенческие годы вспоминаете?
– Когда мне было десять лет, произошел интересный случай. Мы жили на бульваре Космонавтов, и окна нашей квартиры выходили на педагогический институт. Как-то, выйдя на балкон, я спросила у мамы, что это за здание. Она мне объяснила. А я, немого подумав, сказала: «Я буду здесь учиться и работать». Так и произошло.
Я училась на факультете дошкольного воспитания. Студенческие годы были яркими и незабываемыми. Успевала учиться и заниматься общественной деятельностью. С нами, тогда еще студентами, работали настоящие профессионалы своего дела
 – Лариса Дмитриевна Гусарова, Надежда Александровна Леонюк и Ирина Евгеньевна Валитова. Они влюбили меня в будущую профессию.
Отдельная часть моей жизни
 – Лига КВН университета и команда КВН «Гораздо», руководителем которой является Борис Шкабаро. Команда моего факультета становилась победителем Лиги, а с «Гораздо» мы ездили на фестивали в Минск и Сочи. Уверена, что КВН – это прекрасная возможность для развития мышления и приобретения опыта публичных выступлений.

– Ваш профессиональный путь неразрывно связан с альма-матер. Как так получилось?
– После окончания университета я осталась работать в отделе воспитательной работы с молодёжью – была культорганизатором в общежитии. Вскоре перешла на кафедру методик дошкольного образования. Потом стала заместителем декана по воспитательной работе социально-педагогического факультета.
Понимая, что нужно совершенствоваться в профессии, поступила в
 магистратуру, а потом и в аспирантуру. В 2015 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Волонтёрская деятельность как средство формирования профессиональной направленности будущих специалистов социально-гуманитарного профиля» под руководством доктора педагогических наук, профессора Анны Николаевны Сендер.
Я очень благодарна Анне
 Николаевне за то, что состоялась как исследователь и учёный. Она профессионал своего дела, признанный учёный в Беларуси и за рубежом. Анна Николаевна научила меня глубоко анализировать изучаемый материал, расставлять приоритеты, видеть главное, предметно мыслить и многому другому. Я до сих пор продолжаю учиться у своего наставника.
Анне
 Николаевне я обязана и своим карьерным ростом. Она увидела во мне потенциал и предложила занять должность проректора по воспитательной работе.

– Татьяна Васильевна, расскажите, пожалуйста, о своей работе в должности проректора по воспитательной работе.
– Работа проректора – сложная и ответственная, но интересная и творческая. Воспитание – это тонкая материя. Важнейшая задача в воспитании – найти подход к каждому студенту, направить его энергию, идеи и мысли в конструктивное русло, сформировать у каждого молодого человека качества патриота университета, малой родины, страны, научить быть ответственным, добрым и отзывчивым человеком.
Мне посчастливилось трудиться плечом к плечу с командой профессионалов. В первую очередь за помощь и поддержку благодарна начальнику отдела воспитательной работы с молодёжью, проницательному, чуткому и идейному человеку Татьяне
 Николаевне Кошик. В моей команде единомышленников всегда были специалисты отдела, студенческого и спортивного клубов, студенческого городка, отделов организации охраны здоровья и организации общественного питания, лидеры профсоюзного комитета и БРСМ.
Отдельного внимания заслуживают деканы факультетов и заместители деканов по воспитательной работе, которые являются связующим звеном между студентами, преподавателями и руководством университета. Они все надёжные люди, любящие своё дело. Студенты чувствуют их заботу и отвечают взаимностью.
Мне кажется, когда устанавливается прочный тандем проректора по
 воспитательной работе с начальником отдела воспитательной работы с молодёжью, декана с его заместителем по воспитательной работе – все дела спорятся.

Наша команда организовывала различные идеологические и воспитательные мероприятия, которые я курировала. Сегодня университет гордится парадом студенческой молодёжи «Наш ориентир: Весна! – Студенчество! – Успех!», проектом «Республиканские студенческие дни в Бресте “Я Беларусью дорожу: я здесь учусь, я здесь живу, или Молодёжный воркшоп”», фестивалем «Волонтёрство – на благо общества!» и другими. Мы всегда поддерживали инициативы студентов и помогали реализовать.
В мои обязанности также входила работа с документами, встречи с представителями власти и преподавание. Убеждена: чем больше человек занят, тем лучше у него получается распределять своё время.

– Сегодня наш университет славится волонтёрским движением на всю страну. В БрГУ все знают, что во многом это именно Ваша заслуга. Почему Вам близка добровольческая деятельность?
– В нашем университете волонтёрство начало появляться ещё в годы моего студенчества. Решение помогать нуждающимся пришло после посещения Пинского дома малютки. Собрав студентов, мы организовали патронат детей, находящихся в социальном приюте в Бресте. Позже, благодаря Красному Кресту, и в частности Нине Владимировне Саваневской, я обучилась клоунотерапии за границей. Вернувшись, этому методу, призванному отвлекать от состояния болезни и доставлять радость детям, находящимся на стационарном лечении в больницах, обучила волонтёров университета и всей нашей страны. Волонтёры БрГУ стали осуществлять визиты в Брестскую областную детскую больницу, начали работать с ассоциацией «Дети в беде». Искренние улыбки и счастливые глаза детей всегда оставляют на сердце тёплый след.
Приведу яркий пример значимости добровольческого движения для людей, нуждающихся в помощи. Как-то в больнице с докторами-клоунами мы попросили маленьких пациентов изобразить ассоциации от прошедшей встречи. Шестилетний
 мальчишка на одной половине листа нарисовал пень, топор и разбитое сердце, а на второй – сшитое сердце. И пояснил: «После визита докторов-клоунов моё сердце больше не болит!»
К слову, волонтёрская деятельность приносит пользу не только нуждающимся в помощи, но и самим добровольцам. Я заметила, что студенты-волонтёры более ответственные, отзывчивые, мотивированные к
 профессии молодые люди, чем другие студенты. Это наблюдение и легло в основу моей кандидатской диссертации.

– Что Вам помогает расслабиться после насыщенных трудовых будней?
– Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и с детства любила петь, пение и стало моим хобби. Коллеги и студенты об этом знают, потому что мы с Татьяной Николаевной Кошик выступаем дуэтом на крупных университетских мероприятиях. От пения на сцене мы получаем удовольствие, надеюсь, что и зрители тоже. Очень люблю путешествовать, особенно по Беларуси и России. Стараюсь каждый год отдыхать на море.

– Татьяна Васильевна, в завершение интервью поделитесь, пожалуйста, планами.
– На данный момент я работаю над созданием учебно-методического комплекса по дисциплине «Антропология детства». Надеюсь, что в этом году он будет издан. Летом отправлюсь в отпуск на море – отдохну от накопившейся за учебный год усталости, отвлекусь от будничной суеты и с новыми силами приступлю к обучению студентов.

Педагогический стаж Татьяны Соколовой насчитывает двадцать лет. Для своих студентов она стала не только человеком, который открыл путь к знаниям, но и настоящим другом и товарищем. На выпускных линейках молодые люди не устают благодарить её за знания и опыт, любовь и улыбки, строгость и терпение, мудрость и справедливость. А это и есть лучшее признание преподавательского труда, уверена Татьяна Васильевна, которое мотивирует работать с ещё большим энтузиазмом.

Юлия Вовк
Фото из архива БрГУ

Поделиться: