-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
+375 162 37-00-96 (телефон)
+375 162 21-65-17 (телефон)
+375 162 21-70-53 (факс)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
-
Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 217/1
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 21-06-68 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by -
Услуги
Юрий Петрович Голубев: «У нашего университета много миссий и функций»
Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина гордится своей славной историей. Все его достижения и успехи – это заслуга каждого члена коллектива, который хорошо выполняет свою работу под крылом мудрого руководителя. В прошлом году ведущий вуз Брестского региона возглавил кандидат технических наук, доцент Юрий Петрович Голубев. При назначении его на должность ректора Президент наставлял выстроить работу так, чтобы студенты ценили то, что имеют. В начале нового учебного года Юрий Петрович рассказал, как ему удаётся решать эту задачу и достигать поставленных целей.
– Юрий Петрович, давайте начнём интервью не с рабочих моментов, а с впечатлений о Бресте. Вы раньше бывали в городе над Бугом? Какие места Вам нравятся больше всего?
– Я раньше бывал в Бресте на кратковременных экскурсиях. Уже тогда Брест показался мне уютным и в чём-то особенным городом. За прошедший год это моё мнение укрепилось. Брест – город для людей, он комфортный и благоустроенный. Здесь наводится и поддерживается порядок. Основной изюминкой Бреста, на мой взгляд, является его центр. Уникальная планировка и исторические здания формируют неповторимую атмосферу. Вместе с тем нельзя не отметить, что эти места также преобразуются, но с сохранением исторического облика.
Хочется выделить территории, пропитанные, дышащие историей. Прежде всего мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Его значение для страны и мирового пространства переоценить сложно. Брестская крепость постоянно совершенствуется, открываются новые экспозиции, проводятся ремонтные работы. Важно отметить строительство патриотического центра. Кроме того, в городе много других памятных мест, которым уделяется большое внимание как со стороны органов власти, так и населения. Это показывает наше небезразличие к истории, к судьбе потомков, наши устремления в будущее.
– В БрГУ имени А.С. Пушкина Вы заняли новую, ранее Вам незнакомую должность. Вспомните, пожалуйста, первые впечатления об университете.
– Работая всю профессиональную жизнь в системе образования, конечно, я знал о БрГУ имени А.С. Пушкина. Коллеги говорили о том, что здесь работают профессионалы своего дела, созданы сильные научно-педагогические школы, которые занимают достойное место в образовательном и научном пространстве Беларуси, что здесь готовят высококвалифицированных специалистов.
БрГУ имеет ярко выраженную специфику – прежде всего это подготовка кадров для социогуманитарной сферы. Меня многое впечатлило в плане количества направлений, по которым реализуются образовательные программы разных уровней и ведутся исследования, их разнообразие, а также высокий научный потенциал преподавателей, среди которых множество известных учёных, демонстрирующих достойные научные результаты. Также порадовало тесное взаимодействие с нашими основным заказчиками кадров, а это система общего среднего образования, правоохранительные органы, IT-сектор, природоохранные учреждения, сфера гостеприимства и многие другие. Сегодня для обеспечения практикоориентированности и актуальности образования чрезвычайно важно работать в связке с работодателями.
Конечно, в университете главное – люди. Тем не менее материальная база также играет большую роль в подготовке специалистов. В этом плане предстоит многое сделать.
Главное для университета – подготовка кадров. Но у учреждения высшего образования много миссий и функций. Это участие в научной и научно-исследовательской деятельности, развитие международных отношений, проведение идеологической и воспитательной работы. Мы не только даём студентам путёвку в профессиональную жизнь, но и готовим молодых людей ко взрослой жизни, воспитываем патриотов страны.
– Вы уже год проработали ректором. Как чувствуете себя в этой должности?
– Ректор отвечает за все направления работы в университете. Но один человек ничего не сможет сделать. В БрГУ имени А.С. Пушкина работает команда единомышленников, сформирована среда, в которой каждый понимает цели, задачи, функции и происходящие процессы. Важно осознавать, что от каждого сотрудника зависят результаты университета в целом. Постоянно нацеливаю коллег на то, что в развитие университета нужно вкладываться абсолютно всем и каждому, здесь необходимо быть вовлечённым, увлечённым, неравнодушным ко всему, что происходит в университете.
У нас сильный деканский корпус и менеджмент среднего звена. Мне кажется, есть видение, понимание того, куда и к чему мы идём. В начале учебного года мы проведём собрание трудового коллектива, где подведём итоги за прошедший год и наметим основные цели, задачи, направления работы на новый учебный год. Считаю, что это должен услышать буквально каждый член нашего коллектива.
Вместе с тем ректор и университет в целом выполняют задачи, которые ставятся перед системой высшего образования. Естественно, все направления оцениваются со стороны местных органов власти, Министерства образования, Совета министров. Мы должны показывать те результаты, которые от нас ждут.
– Юрий Петрович, Вы отметили, что у нашего университета много миссий и функций. Давайте поговорим о некоторых из них. Как Вы оцениваете научную деятельность БрГУ?
– В университете наукой занимаются преподаватели и студенты. У нас действуют восемь научно-педагогических школ, деятельность которых сконцентрирована на педагогике и методике высшей школы (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Анна Николаевна Сендер), лингвистике (руководитель – доктор филологических наук, профессор Василий Иванович Сенкевич), литературоведении (руководитель – доктор филологических наук, профессор Зоя Петровна Мельникова), сохранении исторической памяти (руководитель – доктор исторических наук, профессор Владимир Васильевич Зданович), истории, культуре и религии западнобелорусских земель (руководитель – доктор исторических наук, профессор Александр Николаевич Вабищевич), практической психологии детства (руководитель – доктор психологических наук, доцент Ирина Евгеньевна Валитова), психологии познающего субъекта (руководитель – кандидат психологических наук, доцент Елена Ивановна Медведская), страноведении и туризме (руководитель – кандидат географических наук, доцент Александр Александрович Сидорович).
Студенты нашего университета имеют широкие возможности для развития в научной сфере. В БрГУ действует более 100 студенческих научных объединений. На факультетах функционируют студенческие научные кружки, группы и лаборатории. В совет молодых учёных БрГУ входят 15 человек, в числе которых аспиранты, молодые преподаватели и кандидаты наук. Молодые учёные проводят ряд серьёзных исследований. В сентябре многие из них примут участие в фестивале науки в Минске.
Одной из самых престижных площадок фестиваля является выставка-конкурс «100 инноваций молодых учёных». На ней пушкинцы представят интерактивную коллекцию «Виртуальные экологические экскурсии Бреста», интерактивную карту «Особо охраняемые природные территории Брестской области» и информационный портал «Мемориализация событий Великой Отечественной войны в веб-проектах краеведческой направленности».
Университет заявился в экспозиции «Университет будущего» на выставку наиболее значимых научных достижений молодых учёных учреждений высшего образования. Мы также будем участвовать в выставке презентаций мастер-классов и квизов, новых подходов к обучению студентов. Молодые учёные представят разработки в области ГИС-технологий, методов предупреждения и преодоления эмоциональных стрессов, поделятся наработками в области проектирования жилого двора, системы трамвая в городе, профиля улицы и многим другим.
20 сентября обучающиеся БрГУ имени А.С. Пушкина примут участие в Дне научной молодёжи в Барановичах. На выставку наиболее значимых научных достижений мы заявили четыре экспоната: интерактивный веб-атлас «Геологическое строение кайнозойских отложений Брестской области», ГИС-каталог «Оценка состояния поверхностных и подземных вод города Бреста», интерактивную коллекцию «Виртуальные экологические экскурсии Бреста» и интерактивную карту «Особо охраняемые природные территории Брестской области».
Такие мероприятия повышают роль науки в обществе, популяризируют её, способствуют вовлечению молодых людей в научную деятельность, позволяют им вносить свой вклад в развитие науки.
– Международное сотрудничество также важный вектор в работе учреждений высшего образования. Какие международные связи есть у нашего университета?
– Современный университет не может быть изолированным учреждением, которое работает на город или регион, потому что он так или иначе встроен в мировое пространство. Наша задача – демонстрировать результаты мирового уровня по всем основным направлениям деятельности: в образовании, научных исследованиях, воспитательном процессе. Сегодня образование преобразуется во всём мире – идут тенденции цифровизации и индивидуализации. Важная задача – расширение международных связей с целью обмена опытом, знаниями, установления новых контактов и получения новых значимых результатов.
В рамках международного сотрудничества важно кооперироваться в интернациональные научные коллективы. Наука – одно из основных направлений работы учреждения высшего образования. Она наиболее эффективна тогда, когда на одну и ту же проблему можно посмотреть с разных сторон, то есть в одном университете сильнее одно направление, в другом – другое. Кооперация на международном уровне позволит находить новые грани в той или иной теме и делать исследования более масштабными, успешными, придавать им значимости.
За прошлый год мы установили достаточно много международных связей, в том числе с ведущими российскими центрами – Высшей школой экономики, Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом и рядом других крупных вузов, а также научных организаций. Подписанные соглашения, договоры и меморандумы легли на проработанную почву, то есть были институционализированы те связи, которые действовали между конкретными учёными, научными группами с одной и другой стороны. Теперь важно, чтобы эти связи прирастали, открывались новые направления взаимодействия.
Много международных проектов в научной, образовательной, воспитательной сферах. Их тематика разнообразна. Например, в этом году мы провели ряд летних школ, и это только начало. Практика показывает, что они интересны нашим партнёрам из-за рубежа.
Мы рассчитываем, что на высоком уровне будем разрабатывать совместные научные проекты, которые будут финансироваться. Как правило, конкурсы объявляются двусторонние, но выполняется один общий проект. Мы уже начали участвовать в таких конкурсах. Нам очень важно получить результат в виде совместных публикаций в высокорейтинговых журналах. Такие публикации могут появиться при условии проведения исследований соответствующего уровня. Что нам это даст? Рост нашей репутации в мировом образовательном сообществе, которая определяется сегодня через систему различных рейтингов. Наша задача – попадать в эти рейтинги и расти. Но самое главное – рост научной компетенции и научного потенциала сотрудников университета. Если вся система работает, это автоматически приводит к повышению качества образования, востребованности со стороны белорусских и зарубежных абитуриентов.
– Юрий Петрович, говоря о международном сотрудничестве, наверное, нельзя не вспомнить Институт Конфуция.
– Благодаря хорошим партнёрским связям с Аньхойским университетом, у нас действует один из двух в стране региональных Институтов Конфуция. Важный результат этого сотрудничества – удовлетворение очень большого спроса на изучение китайского языка, которое есть в регионе как со стороны населения, так и со стороны субъектов хозяйствования, нуждающихся в специалистах, владеющих китайским языком. Для этого у нас на базе Института Конфуция действуют курсы. Второй год набираем студентов на специальность «Современные иностранные языки (английский, китайский)». В научной сфере «нащупываем» точки взаимодействия с учёными из Аньхойского университета.
В этом году мы подписали ряд соглашений с китайскими университетами, которые, мы рассчитываем, будут работать в образовательной сфере и направлены на совместную подготовку специалистов, бакалавров, магистров. Создание совместных образовательных программ – это тренд, но процесс налаживания такой работы не быстрый в силу того, что требуется согласование на высоких уровнях с двух сторон. Думаю, что у нас получится запустить совместные образовательные программы.
– Уделяя внимание международному сотрудничеству, университет не забывает взаимодействовать с белорусскими учреждениями образования. Насколько важны для нас эти контакты?
– Уже сейчас мы работаем в одном из проектов совместно с другими белорусскими вузами и ведём подготовку китайских граждан в сокращённые сроки по специальности юридического факультета.
В Бресте расположены два университета. Исторически так получилось, что они не были близки во взаимодействии. Сегодня мы восполняем этот пробел. Хотя замечу, что между преподавателями, учёными БрГУ имени А.С. Пушкина и БрГТУ давно сложились хорошие рабочие отношения. Первый шаг к системной работе сделан, а именно подписано соглашение о сотрудничестве. Сегодня мы нацелены на то, чтобы работать вместе, сообща над рядом проектов. Вузы разные, каждый занимает свою нишу, но комплексные проблемы, которые стоят перед обществом, государством требуют комплексных решений.
Уже есть и промежуточные результаты. Долго обсуждалась и решалась проблема участия наших студентов в военной подготовке на базе БрГТУ (в вузе создана военная кафедра). Этот вопрос сдвинут с мёртвой точки, проработан на всех уровнях и сейчас ждём окончательного решения, чтобы запустить этот процесс. Также есть мысли взаимодействовать в научном плане, и, может быть, мы выйдем на совместные образовательные программы. В рамках страны такого опыта не было. Возможно, мы будем первопроходцами, пионерами. Во всяком случае проработка направлений, в которых мы могли бы друг друга дополнить, ведётся.
С другими вузами, расположенными в Брестском регионе, мы также выстраиваем более тесную системную работу, например подписано соглашение о сотрудничестве с Полесским государственным университетом. Будем расширять взаимодействие.
– Юрий Петрович, начинается новый учебный год. Ему предшествовала кропотливая работа во время вступительной кампании. Каковы её итоги?
– В целом мы довольны итогами вступительной кампании. Но нам обязательно нужно тщательно и глубоко проанализировать итоги набора этого и прошлых лет с тем, чтобы взвешенно подойти к формированию плана приёма на следующий год. Это нужно делать с учётом востребованности специальностей со стороны абитуриентов и заказчиков кадров, решения государственных задач, возложенных на нас по подготовке специалистов.
Предстоит также проанализировать и качественный состав по многим параметрам. По итогам будем выстраивать работу с ребятами. Кому-то нужно будет помочь на начальном этапе, с кем-то, кто получил высокие баллы на вступительных испытаниях, выстроить индивидуальную работу. В скором времени у нас появится новая программа, основная нацеленность которой – сопровождение одарённых ребят на протяжении всего срока обучения. Отмечу, что в университете успешно действует программа по адаптации вчерашних школьников к университетской жизни. Мы дополним её мерами, позволяющими минимизировать трудности, с которыми студенты могут столкнуться в процессе учёбы.
– Каков портрет первокурсника 2024 года?
– Наша университетская семья стала больше на 1023 студента. Портрет первокурсника Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина выглядит следующим образом. Студентами БрГУ стали 128 первокурсников, которые будут учиться на условиях целевой подготовки. В этом направлении мы плотно работаем с главным управлением по образованию Брестского областного исполнительного комитета. Особенно это касается тех специалистов, которых в области не хватает. Целевая подготовка – действенный инструмент. Получив диплом, сегодняшние целевики отправятся работать в учреждения образования, Следственный комитет, различные организации Брестской области.
Правом зачисления без вступительных испытаний воспользовались 52 человека, имеющие аттестат особого образца (медалисты) или диплом о среднем специальном образовании с отличием. Пушкинцами стали 23 выпускника профильных классов, которые воспользовались льготой. С этого года у нас учатся ещё 45 выпускников педагогических классов, но они поступали на общих основаниях. В числе первокурсников БрГУ 11 победителей республиканской олимпиады и 16 победителей университетской олимпиады по учебным предметам. Студентом нашего университета стал один гражданин Российской Федерации по результатам ЕГЭ.
В рядах наших первокурсников один чемпион Республики Беларусь по фехтованию, молодой человек, награждённый нагрудным знаком «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па сацыяльнай падтрымцы здольных навучэнцаў і студэнтаў».
На бюджетную форму получения высшего образования самый высокий конкурс сложился на специальности «Правоведение» – 7,1 человека на место. Востребованными в этом году оказались и специальности «Современные иностранные языки (английский, китайский)» – 5,8 человека на место и «Информация и коммуникация» – 3,7 человека на место. Эти же специальности и в топе по проходным баллам. Только расположились в другой последовательности: «Современные иностранные языки (английский, китайский)» – 373, «Информация и коммуникация» – 360, «Правоведение» – 342. Также 300+ нужно было набрать на специальность «Специальное и инклюзивное образование».
Хороший итог вступительной кампании – это результат всего коллектива, выражаю благодарность за проделанную работу всем, кто обеспечил достойный результат приёма.
– Какими, по Вашему мнению, должны быть современные студенты?
– Прежде всего я бы хотел видеть наших студентов неравнодушными и восприимчивыми ко всему новому, отзывчивыми и пользующимися всеми новыми возможностями студенческой поры. Конечно, в первую очередь я имею в виду возможности, которые открываются перед молодым человеком по освоению конкретной специальности. Но этим возможности студенческой жизни не ограничиваются. Она более многообразная, интересная, интенсивная. У нас можно и нужно заниматься научной деятельностью, хорошо развиты студотрядовское и волонтёрское движения, существует прекрасная спортивная база, множество творческих коллективов и другое. Об этом мы подробно будем говорить с первокурсниками на моих встречах с ними, на встречах с ними руководства факультетов.
Вообще же современный студент должен осознать, что сегодня узкий специалист не может быть успешным в жизни. Важно обладать широким кругозором, пониманием взаимосвязей в природе, обществе и мире, быть создателем и активным участником непрерывного процесса самосовершенствования, соотносить себя, свою деятельность с актуальными потребностями общества.
– Юрий Петрович, сложно не заметить, что за последний год университет преобразился. Хочется надеяться, что трансформации продолжатся. Какие задачи стоят перед БрГУ на ближайшую перспективу?
– Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому за прошлый учебный год произошли некоторые изменения. Но мы вначале пути по реализации наших идей. Все задумки требуют проработки, соответствующего ресурсного и финансового обеспечения, организационного сопровождения.
Мы вместе разработали и приняли стратегию развития университета на перспективу до 2035 года, определили основные направления и сформировали наиболее значимые показатели, по которым можно оценивать успешность нашего продвижения.
В прошедшем учебном году университетом проведена активная работа по совершенствованию взаимодействия с заказчиками кадров. Заключены новые договоры о взаимодействии с базовыми организациями по совместной подготовке специалистов – с ОАО «Савушкин продукт», ГПУ «Национальный парк “Браславские озёра”», СП «Санта Импэкс Брест» ООО, ЗАО «Гостиница “Буг-сервис”», коммунальным транспортным унитарным предприятием «Брестгортранс». На сегодняшний день базовой организацией обеспечена каждая специальность университета.
Преподаватели университета стали авторами 10 учебных изданий для студентов учреждений высшего образования Республики Беларусь с грифами Министерства образования или профильных учебно-методических объединений.
Существенно, практически на 50 процентов, увеличен набор на бюджетные места. Получено разрешение на открытие подготовки по новой специальности «Микробиология», которая будет развиваться на факультете естествознания.
На высоком уровне мы провели множество патриотических, творческих, спортивных мероприятий и акций. Хотелось бы выделить ставшие уже традиционными Республиканские студенческие дни в Бресте «Я Беларусью дорожу, я здесь учусь, я здесь живу, или Молодежный воркшоп», которые состоялись в сентябре 2023 года с участием представителей многих университетов страны. Благодарен коллегам за идею и её воплощение. Также не могу не отметить фестиваль студенческого творчества «Студенческая весна», где каждый студент нашего университета может проявить себя. Безусловно, эти традиции мы будем поддерживать и развивать. Новацией этого года стало то, что посвящённый Дню Победы велопробег, проходивший по памятным местам Брестчины, связанным с событиями Великой Отечественной войны, вышел за рамки факультетского уровня и приобрёл общеуниверситетский статус. Уверен, это станет ещё одной хорошей традицией.
Не скажу, что в полной мере, но многое сделано и в информационном плане. Преображаются сайт, социальные сети, в целом подача информации. Готовимся к юбилею – запустили очень интересный и важный проект «БрГУ-80: страницы истории в лицах». Но многое по этому направлению ещё предстоит сделать. Хотим в большей степени вовлечь студентов в работу на информационном поле университета, тем более что у нас есть профильная специальность. Я бы хотел видеть университетское телевидение с современной подачей, освещением значимых событий буквально в режиме онлайн.
Нам нужно развивать внутреннюю коммуникацию. Требует улучшения и внешняя коммуникация, например с представителями журналистского сообщества. Многое предстоит сделать в части совершенствования идеологической и воспитательной работы.
Что касается основного поля деятельности, то здесь нам нужно выходить на новый уровень в части учебно-методического и научно-методического обеспечения дисциплин. Учебным пособиям, которые готовят наши преподаватели, регулярно присваиваются грифы, учебно-методические комплексы успешно проходят регистрацию – всё это значимый итог работы коллектива. Эти и другие материалы должны быть доступны студентам в режиме 24/7. Для этого нам нужно совершенствовать корпоративную информационную систему, создавать личные кабинеты для каждого студента и преподавателя и наполнять их.
Нужно осваивать и внедрять инновационные эффективные образовательные технологии и методики. Преподаватели, которые ими уже успешно пользуются (а их немало), должны делиться наработанным опытом. Особый акцент на те инструменты, которые позволяют вовлечь студента в познавательный процесс, усиливают деятельностный аспект, направлены в том числе на формирование так называемых «мягких» навыков, позволяют качественно обеспечить практическую подготовку. В нашей стране придерживаются сочетания фундаментального образования с практико-ориентированным. Так достигается самый лучший результат.
Важной задачей, которую мы сможем решить только сообща, задействуя все ресурсы и возможности, является наращивание экспорта образования. Здесь у нас значительный резерв для роста, и никто в университете не останется в стороне от решения этой задачи.
Есть конкретные планы по укреплению материальной базы, часть из них уже начала реализовываться. В университете начаты ремонтные работы. Одно крыло первого этажа уже преобразилось. Слышу положительные отзывы не только от работников и обучающихся, но и от наших гостей. Часто звучит фраза: «В университете должно быть красиво». Я за этот подход, ведь специалиста формирует и среда, в которой он находится, а у неё много граней.
– Каким Вы видите будущее Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина?
– Будущее университета прекрасно. Мы прочно занимаем свою нишу в системе высшего образования, имеем богатую историю – это прочный фундамент. На близкую и отдалённую перспективу стране всегда будут необходимы специалисты, которых мы готовим. Но это не повод для самоуспокоения. Важна целенаправленная осмысленная работа по совершенствованию нашей деятельности. Должны появиться стратегии развития у каждого факультета. Нужно увидеть себя в будущем, построить идеальную модель, путь к ней и двигаться по этой траектории, решая все задачи. Так мы будем правильно планировать ресурсы, которые нужны для достижения наших целей, и правильно расставлять приоритеты.
Вижу воплощение высокого научного потенциала нашего университета в форме проведения научных исследований с результатами мирового уровня, активного вовлечения в науку молодёжи, создания междисциплинарных образовательных программ на стыке передовых направлений: биоинженерия, психолингвистика, IT, историческая информатика, математическая обработка больших данных, образовательный менеджмент, когнитивные технологии и ряд других, где мы имеем существенный задел.
Я бы обратил внимание на информационную составляющую. Доступность и быстрота прохождения информации без искажений с обязательным сопоставлением и критическим анализом различных источников – актуальная проблема в современном мире, и нам над ней тоже необходимо работать. Внешний облик университета также вижу преобразившимся. Мы расположены компактно, локально, в центре города, но университетский кампус требует изменений. Планы на этот счёт, как я уже отмечал, сформированы.
Кроме того, не в полной мере раскрыт потенциал университета как экспертной площадки, хотя у нас сосредоточены специалисты высокого уровня по многим направлениям. Например, в данный момент учёные нашего университета работают над стратегией устойчивого развития области на долгосрочную перспективу. Многие коллеги работают в составе коллегиальных органов различного уровня, задействованы как эксперты общества «Знание», Белорусского института стратегических исследований, являются членами советов по защите диссертаций и экспертных советов ВАК. Мы активнее будем раскрывать свои возможности на различных площадках по решению проблем, которые стоят перед обществом и государством. Это соответствует духу и специфике нашего университета. Вместе мы можем многое!
– Спасибо, Юрий Петрович, за беседу. Коллектив университета нисколько не сомневается, что БрГУ продолжит динамично развиваться, повышать имидж и завоёвывать новые позиции.
Юлия Вовк
Фото из архива БрГУ
https://t.me/BrSTU_telegram