Владимир Плетюхов: «Важно уметь улавливать настроение студентов»

Педагог и музыкант Артур Шнабель считал, что роль учителя заключается в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. С этим утверждением согласен и доктор физико-математических наук, профессор Владимир Плетюхов. В своих интервью он часто говорил, что учить студентов можно по-разному, но цель достигается главным образом благодаря самостоятельному труду обучающихся на пути к получению образования. Повторил он это и нам.
В
 2024 году Владимир Анестиевич отметит 80-летний юбилей. Эта дата – красивый повод снова задать вопросы профессору о работе, взглядах на жизнь и о личном.

– Владимир Анестиевич, давайте в Ваш юбилейный год вспомним основные этапы Вашей жизни.
Я помню многие моменты своей жизни. Конечно, самым счастливым временем было детство, несмотря на то что родился ещё во время Великой Отечественной войны и рос в трудные послевоенные годы.
Я сын фронтовиков. Мой отец был педагогом. Его призвали на фронт в
 1942 году из Грузии. Мама была мобилизована в инженерные части из России. Вот в таких сложных условиях родители познакомились и полюбили друг друга. А вскоре в деревне Ендовище Воронежской области на свет появился я. На какое-то время семья оказалась разделённой. Мы воссоединились только в 1946 году в Бресте. Именно в городе над Бугом расформировали часть, в которой служил папа.
Детство было сложным, но детям казалось замечательным. Почему-то помнится большая канава на улице Гоголя, в которой мальчишки и девчонки собирали яблоки. Казалось бы, и дома были фрукты, а нам подавай приключения.
В
 1949 году отец трудоустроился в Брестский педагогический институт, в котором проработал до 1972 года. Семья окончательно обосновалась в Бресте.

– Каким был Ваш путь в профессию?
Мой путь в педагогическую профессию был предопределён ещё со школьной скамьи. Как я уже говорил, перед глазами был пример отца. Я часто бывал у него на работе. До сих пор помню невероятную атмосферу дружбы в коллективе единомышленников. В послевоенные годы студентами были взрослые люди разного возраста. Многие общались между собой, ходили друг к другу в гости. Регулярно на праздник 1 Мая все дружно с семьями выезжали за город на маёвку. Нам, детям, было так интересно: то к одной группе взрослых подойдём, то к другой подбежим, и все нас угощали (улыбается). А демонстрации 7 ноября! Был такой крепкий дух товарищества.
Так я стал частью большой педагогической семьи. Увлекался физикой и математикой. Хотел поступать в наш институт. Но золотая медаль, с которой окончил среднюю школу №
 9, дарила надежды на то, что получится стать студентом столичного вуза. И мама считала, что нужно пытаться достичь большего.
На физическом факультете
БГУ имени В.И. Ленина я сразу активно занялся научной деятельностью, поэтому не удивительно, что продолжил образование в аспирантуре. А ещё позже написал и защитил докторскую диссертацию. В 1994 году мне присвоили учёное звание профессора.
В студенческие годы при всей моей тяге к знаниям я всегда был, как сейчас говорит молодёжь, за любой кипиш. С удовольствием ходил в походы. Мне нравилось общаться со своими преподавателями, я уважал их за профессионализм и лекторское мастерство.
Во время распределения выбрал преподавательскую деятельность, потому что при прохождении практики в школе понял, что мне нравится делиться знаниями с другими людьми. Университет позволил гармонично сочетать общение со студентами и научную работу.

– Какими принципами Вы руководствуетесь в своей работе?
Первое. Убеждён, главное – самому очень хорошо разбираться в тех дисциплинах, которые преподаёшь. Причём уровень знаний преподавателя должен быть на порядок выше, чем того требуют учебные программы. Второе – умение донести информацию до студентов, то есть излагать материал доступно. Третье – чувствовать аудиторию и перестраиваться под неё, если необходимо. Поясню. Каждая моя лекция – это экспромт. Я, конечно же, готовлюсь к занятиям, но веду их без учебников и конспектов. Захожу в аудиторию. Смотрю на студентов. Оцениваю их настроение. И принимаю решение о стиле занятия – просто лекция (по сути мой монолог), беседа, интерактив или что-то ещё. Формы могут быть разными даже в рамках одной пары. Так разнообразить учебный процесс и позволяет умение улавливать настроение ребят. И, конечно, важно проецировать подачу материала на себя-студента в прошлом, чтобы понимать, насколько интересно аудитории в данный момент.
На своих занятиях не люблю злоупотреблять техническими средствами для визуализации информации. На мой взгляд, они уместны только тогда, когда в изучаемой теме представлены сложные схемы или технические устройства, например ускоритель заряжённых частиц и т. д.

– В общении с Вами становится очевидно, что Вам больше по душе преподавательская деятельность, чем научная. Но и на ниве науки у Вас немало достижений. Расскажите о них.
Сфера моих научных интересов – теоретические исследования в области классической и квантовой теории поля, физики элементарных частиц. Моя докторская диссертация посвящена релятивистским волновым уравнениям с кратными представлениями и внутренними степенями свободы частиц.
Я участвовал в выполнении заданий государственных программ фундаментальных и научных исследований «Поля и частицы», «Конвергенция» и заданий Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований по теме «Описание симметрий и эффектов взаимодействия спиновых частиц в многокомпонентном подходе».
Научная деятельность интересна мне прежде всего результатом, к которому долго и упорно идёшь.

– Владимир Анестиевич, важная должность в Вашей карьере – ректор Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Что удалось сделать за это время?
Я уважительно и с пониманием отношусь к людям, поэтому старался создать доверительную атмосферу между руководством и работниками университета. Считаю, что именно в этом залог успеха. В моей практике были такие случаи. Я еду в командировку, а кому-то из преподавателей нужно в тот же город по вопросам диссертации. Подчинённые не боялись спросить, можно ли поехать вместе со мной на машине. Я никогда не отказывал. Кроме того, ситуации же бывают разные. Всегда входил в положение сотрудников и шёл им навстречу.
Горжусь тем, что мне удалось вернуть университету имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Этот вопрос я поднял ещё на первом совете университета при представлении меня ректором.
Сложнее всего мне было работать по хозяйственной линии. Я начал руководить университетом, когда было законсервировано строительство двух корпусов общежития на улице Пушкинской. Был залит фундамент и выложена кладка строительных материалов до пятого этажа. Мне удалось сдвинуть этот вопрос с мёртвой точки – и в 2002 году первый корпус ввели в строй. Я человек ответственный, очень переживал за доверенный мне университет, что серьёзно отразилось на моём здоровье – я перенёс инсульт.

– Система образования часто претерпевает изменения. Как менялась система подготовки кадров и что Вы можете сказать о её современном состоянии с высоты своего педагогического опыта?
Мир не стоит на месте, меняется и система образования, следовательно, и подготовка специалистов. Образование сделало большой шаг вперёд благодаря техническим возможностям, компьютеризации. Это расширило возможности преподавателей в подаче информации, а студентов – в её поиске. Работа с большими потоками информации заставляет молодых людей логически мыслить.
К действующей системе поступления я отношусь неоднозначно, но скорее со знаком «плюс». Сегодня она направлена на исключение субъективизма в оценке знаний. На централизованном тестировании абитуриенты чувствуют себя комфортнее, меньше теряются, не зацикливаются на трудном вопросе, а решают другие тестовые задания. А так часто звучащее «натыкать» на хороший балл не получится. Это просчитано с точки зрения теории вероятности. С другой стороны, конечно, разговор экзаменатора с абитуриентом позволяет разглядеть у потенциального студента разные стороны, понять, как человек рассуждает, умеет ли логически мыслить. Поэтому правильно, что на ряде специальностей сохранились внутренние испытания.
К сожалению, сейчас наблюдается спад интереса к точным наукам со стороны молодёжи. Это не может не беспокоить. На мой взгляд, такая тенденция связана с изменением ценностей в общественном сознании, когда на первый план выдвигается материальное благополучие.
Поменялись и сами студенты. Не буду отрицать, что некоторые молодые люди приходят в университет для получения «корочки», а не знаний. Радует только, что их не много. Но я всё равно доволен студентами, потому что с ними интересно общаться, чувствуешь себя моложе, отдыхаешь душой, подпитываешься энергией. Считаю, что современный идеальный студент – это молодой человек, стремящийся к познанию нового и активно включённый в общественную деятельность университета, города, страны.

– Владимир Анестиевич, в Вашей биографии есть место и политике. Как она вошла в Вашу жизнь?
Я пошёл в политику не потому, что мне в какой-то момент так захотелось. Когда понял, что Родина в опасности, решительно вступил в политическую борьбу за ценности, завоёванные советским народом. Наверное, научный авторитет, лидерские качества и уважительное отношение к окружающим помогли мне стать депутатом Верховного Совета Беларуси тринадцатого созыва, а позже – депутатом Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь первого созыва. Я старался проявлять настойчивость в достижении поставленных целей, в отстаивании интересов народа. Как председатель Комиссии по образованию, культуре и науке, добросовестно участвовал в решении проблем образования.

– Какие у Вас увлечения?
По молодости увлечений было много. Любил играть в шахматы и в футбол, занимался оздоровительным бегом. Ещё недавно бегал по полтора часа в день. Спорт способствует хорошей физической форме и помогает поддерживать умственное состояние.
Хочется чаще общаться с детьми и внуками. К сожалению, они сейчас живут за границей, и я вижу их редко. Горжусь тем, что сын пошёл по моим стопам и получил профессию физика-теоретика. У меня есть взрослая внучка. Она уже нашла своё место в жизни.

Владимир Анестиевич живёт в гармонии с собой, окружающими и миром. У него спорятся все дела, о чём свидетельствуют многочисленные награды, в числе которых медаль Франциска Скорины, нагрудный знак «Отличник образования Беларуси», почётные грамоты Министерства образования БССР и Беларуси, Национального собрания Республики Беларусь, Брестского облисполкома и другие. Сегодня для коллег и студентов он авторитет, а для членов семьи – лучший друг и советчик.

Юлия Вовк
Фото из личного архива Владимира Плетюхова

Поделиться: