Николай Михальчук: «Важно сохранять самообладание и не поддаваться эмоциям»

Каким нам представляется учёный? Это серьёзный человек, максимально погружённый в исследовательский мир, находящийся в курсе последних научных открытий, аналитически мыслящий и умеющий прогнозировать. А управленец? Это деловой человек, который всегда в наглаженном костюме и галстуке, не выпускает из рук смартфон, потому что должен быть на связи каждую минуту, дипломат, готовый разрешить любую проблему, и хороший стратег. Это описание соответствует выпускнику нашего университета, директору Полесского аграрно-экологического института Национальной академии наук Беларуси Николаю Михальчуку.

– Николай Васильевич, о какой профессии Вы мечтали в детстве?
– Я вырос в деревне Высокое Малоритского района. Хотел поступить в лётное училище. Меня настолько манило небо, что я даже пытался прыгать с самодельным парашютом. К сожалению, не прошёл медицинскую комиссию, и поэтому с мечтой пришлось проститься. Для продолжения образования выбрал Пинское педагогическое училище имени А.С. Пушкина, потому что, по рассказам, там очень серьёзная подготовка. А я ставил себе высокую планку и стремился к знаниям.

– Сейчас считается, что колледжи имеют более глубокую практикоориентированность, чем университеты. Так ли было в то время, когда учились Вы? Какие уроки вынесли из учёбы в педагогическом училище?
– Лучшей общеобразовательной, и прежде всего гуманитарной, базы, чем в училище, я нигде не получил. Наш набор, к слову, был удачен по мужской части: в моей группе учились шесть парней, в том числе будущий доктор географических наук Константин Красовский – мой близкий друг.
У нас были замечательные педагоги. Куратор Марина
 Болеславовна Смирнова была для нас как мама. В эти замечательные годы я понял, что многим вещам важно не только учить, но и убеждать собственным примером. Показателен в этом отношении поступок директора училища Ивана Константиновича Александрова. Как-то первый этаж общежития затопило. Директор выстроил всех в шеренгу возле санузла, снял ботинки и пиджак, завернул рукава и демонстративно нашёл и устранил причину засора. Нам хотелось в этот момент провалиться сквозь землю от стыда.
Был ещё такой случай. В канун празднования 30-летия Великой
 Победы мы с директором часто говорили о войне: он, как и многие преподаватели училища, был фронтовиком. В какой-то момент взял мою руку и приложил к своей голове. Я почувствовал под серебром его волос глубокую вмятину – след пули, которая прошла через каску…

– Чем Вам запомнилась студенческая жизнь в БГПИ имени А.С. Пушкина?
– Для получения высшего образования выбрал Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина. Когда изучал перечень специальностей, понял, что мне ближе всего география и биология. А любовь к географии мне привила школьный учитель Анна Александровна Шварко. У нас были очень интересные уроки. Они проходили не только в кабинетах, но и вне школьных стен: учитель устраивала интереснейшие экскурсии, маёвки. Всё это повлияло на выбор профессии.
При поступлении я сдавал четыре
 экзамена. Конкурс был серьёзным – четыре с половиной человека на место. Мне посчастливилось стать студентом с первой попытки. Группа была разновозрастная, ведь вместе учились те, кто поступил сразу после школы, кто уже имел диплом о среднем специальном образовании, парни, отслужившие в армии. Учиться мне было легко. Был старостой группы. Много и с удовольствием занимался общественной работой.
В институте я быстро убедился, что, выбрав географию, поступил правильно. До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю замечательных педагогов: Лидию
 Ефимовну Немцову, Владимира Яковлевича Науменко, Михаила Владимировича Омельянчука, Франца Витольдовича Зеньковича, Аду Ивановну Ляшук. Наверное, именно Ада Ивановна «отшлифовала» мои научные интересы в сторону биологии, и в частности ботаники. Вспоминается и Римма Петровна Прокопович, которая настолько владела своим предметом и с такой тактичностью и уважением относилась к студентам, что было просто стыдно прийти неподготовленным на занятия.

– Может быть, какие-нибудь интересные случаи произошли в период Вашего студенчества?
– У нас были очень интересные практики и работа в студенческих отрядах. Они проходили не только в Бресте, но и в других местах Беларуси, в Карпатах, Карелии, Средней Азии. Так, после четвёртого курса мы отправились в путешествие по маршруту Брест – Киев – Баку – Туркменистан (на пароме через Каспий) – Бухара – Душанбе – Ош (на самолёте) – Джелалабад – Фрунзе – Иссык-куль – Пржевальск – метеостанция Покровское. К слову, она находится на Тянь-Шане на высоте километра два над уровнем моря.
Мы решили подняться на ледник, который ещё выше,
 – четыре с половиной километра над уровнем моря. Многие наши ребята постепенно отставали. Мы с Виктором Демянчиком, однокурсником и нынешним моим коллегой, дошли практически до конца. Красота неописуемая, но и опасность буквально рядом – тогда я впервые увидел, как в горах моментально меняется погода. Пошёл дождь со снегом, сверкала молния, мгла непроглядная, температура ниже нуля, а мы в спортивных костюмах. Забились под огромный валун, но чувствовали, что долго не протянем. Благо, непогода закончилась минут через сорок. Я читал, что в горах такие явления могут длиться сутками.
Как и сейчас, было серьёзное патриотическое воспитание молодёжи. Работая в стройотрядах, навещали ветеранов войны, помогали им по хозяйству, общались с ними и записывали их рассказы. Особенно запомнились воспоминания мужчины из
 деревни Заболотье Малоритского района, который остался жив после сожжения деревни гитлеровцами осенью 1942 года, а в 70-е годы прошлого века был свидетелем на суде в Германии над нацистскими преступниками.
Всё это хорошая школа жизни
 – новые навыки и знания, расширение круга знакомств, достойная оплата труда в стройотрядах.

– Насколько я знаю, Вы не всегда занимали руководящие должности. Как складывался Ваш трудовой путь?
– Я окончил институт с отличием и вернулся в свой Малоритский район в родную школу. Спустя месяц работы стал её директором. А дальше сложилось всё один к одному. У меня было направление в аспирантуру. Римма Петровна как-то позвонила и сообщила, что её однокурсник Владимир Григорьевич Иванюк, защитив докторскую диссертацию, набирает первых аспирантов. Передо мной встала дилемма – остаться в школе или пойти в науку. В итоге поступил в аспирантуру БелНИИ картофелеводства и плодоовощеводства с «пропиской» в отдел иммунитета растений.
Моя учёба была прервана службой в армии. Служил в Ленинградском военном округе в Павловске, в войсках радиоэлектронной разведки. После защиты в
 1988 году кандидатской диссертации мне предложили место преподавателя на педагогическом факультете моего родного института. Через три месяца стал заместителем декана, а позже – деканом. Кстати, на должность декана меня выдвинул профсоюзный комитет студентов.
Это было время обретения независимости Беларуси. Сложным оно было, но одновременно и очень интересным. Тогда на факультете открывались новые специальности: «Педагогика и методика обучения» с дополнительной специальностью «Музыка и пение», «Педагогика и методика обучения» с дополнительной специальностью «Изобразительное искусство», «Педагогика и методика обучения с дополнительной специальностью «Иностранный язык». С
 1996 по 2001 год я занимал должность проректора по учебной работе и социально-экономическим вопросам. Это как раз время преобразования института в университет.
В
 конце ХХ века в инфраструктуре академической науки в Брестской области отсутствовало учреждение в ранге самостоятельного академического института. По окончании докторантуры в 2005 году руководство Академии наук Беларуси предложило мне возглавить отдел проблем Полесья, созданный в 2000 году. Через полгода после моего назначения на должность директора отдел был преобразован в институт. С тех пор им и руковожу.

– Научные исследования очень важны для региона и страны в целом. Заниматься ими должны ответственные люди, профессионалы своего дела. Как Вы можете охарактеризовать коллектив института?
– В Полесском аграрно-экологическом институте трудятся тридцать восемь сотрудников, из которых десять являются кандидатами наук. В настоящее время в докторантуре обучаются три человека, в аспирантуре и магистратуре – по два сотрудника. На завершающей стадии подготовки кандидатских диссертаций находятся пять человек. Одним словом, профессионалы высочайшего уровня. В их распоряжении отличное приборно-аналитическое оборудование, позволяющее проводить научные исследования на самом современном уровне.
Уверен, что все сотрудники осознают меру и степень ответственности за
 судьбу института, ведь его создание – это, как я считаю, четвёртая попытка за последние почти сто лет организации в регионе академического учреждения в ранге самостоятельного института. Безусловно, её успех во многом обусловлен всесторонней поддержкой руководства НАН Беларуси и Брестского облисполкома.

– Нужно ли мотивировать научных сотрудников для более эффективной работы?
– Несомненно! Убеждён, что оплата труда – важный, но не единственный стимул хорошо работать. Мотиваторами являются также личный убедительный пример на фоне высочайшей требовательности руководителя к себе и его справедливость во всём, прежде всего в грамотном распределении финансовых средств. Например, если не хватает финансовых возможностей, то экономию нужно начинать с себя. Допустим, есть ограничения в средствах на оплату потребляемого тепла – ты не можешь поставить в своём кабинете обогреватель (при этом сотрудники должны работать в комфортном для них температурном режиме). На мой взгляд, очень важны слова благодарности за труд, желание выслушать работника в острых ситуациях, умение не «вспыхивать» по любому поводу и не грозить наказаниями.

– Институт приветствует молодых специалистов?
– В науке очень важна преемственность кадров. Мы приглашаем на работу молодых специалистов, но к ним предъявляются серьёзные требования: способность к научной работе, проведению полевых исследований, уважительное отношение к научному наследию, коллегам. Обязательное условие для приёма на работу – диплом об окончании магистратуры. Необходимо постоянно совершенствоваться, включая учёбу в аспирантуре и докторантуре.

– Николай Васильевич, Вы не только руководите институтом, но и активно вовлечены в научно-исследовательский процесс. Совмещать сложно?
– В моём случае руководить приходится академическим институтом, в котором осуществляются комплексные научные исследования в различных областях науки, и управленцу необходимо обладать соответствующими компетенциями и демонстрировать личные достижения в научной сфере. Писать научные статьи и монографии – это хорошо, но фактический материал мы получаем в полевых условиях, поэтому и в этом сегменте надо соответствовать.
Работа любого руководителя сопряжена со стрессовыми ситуациями, но важно всегда сохранять самообладание и не поддаваться эмоциям, искать и находить пути решения проблем и разумные компромиссы, умение брать на себя ответственность, не перекладывая её на плечи других. Придерживаюсь простого правила: руководитель до тех пор остаётся руководителем, пока обеспечивает развитие организации.

– Расскажите более подробно о Ваших научных интересах, наиболее значимых достижениях.
– Первые двадцать лет моей научной работы были посвящены исследованию особенностей пространственного распределения популяций и видов растений в зависимости от ландшафтно-геохимических факторов. Наиболее значимые и интересные результаты были получены при изучении орхидных в карбонатных ландшафтах, что позволило обосновать природоохранную концепцию «Орхидный пояс Полесья». Результатом её реализации стало создание ряда особо охраняемых природных территорий: государственных биологических заказников республиканского значения «Луково», «Тырвовичи», «Бусловка», местного значения «Дывин-Великий Лес», ботанического памятника природы «Высокое» и других. В настоящее время область моих научных интересов – геохимия почв и биогеохимия растительности фоновых территорий, агротехногенных и урбанизированных ландшафтов, разработка и внедрение мероприятий по минимизации рисков, связанных с поступлением токсикантов в экосистемы. В центре особого внимания – «горячие» в геохимическом отношении территории.

– Николай Васильевич, а на увлечения время остаётся?
– Очень люблю читать. Недавно залпом прочитал роман «В списках не значился» Бориса Васильева – о защитниках Брестской крепости. Он произвёл на меня сильное впечатление. Как Вы уже заметили, на работе я не только администратор, но и действующий научный сотрудник. Сочетание интеллектуального и физического труда позволяет переключаться и отдыхать, поэтому я с удовольствием работаю на участке.

Помните, в Год малой родины Глава государства выступил с посылом не забывать родные места и благоустраивать их? Я на пустующем участке возле родительского дома посадил голубику. Мне нравится за ней ухаживать и, конечно, видеть на столе хороший урожай вкусных ягод. В итоге польза для всех: я регулярно в выходные занимаюсь физическим трудом, который позволяет отвлечься от умственной работы, дети помогают мне, приобщаясь к труду, и мама счастлива, что участок в порядке, а родные ей люди почти постоянно рядом.

– Спасибо за интервью, Николай Васильевич! Очень благодарны Вам за то, что Вы смогли выкроить время на беседу с нами, рассказать о себе и полистать страницы прошлого. Желаем Вам новых профессиональных успехов и достижений!

Юлия Вовк
Фото Владимира Христофорова
и из архива Николая Михальчука

Поделиться: