-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
+375 162 37-00-96 (телефон)
+375 162 21-65-17 (телефон)
+375 162 21-70-53 (факс)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
-
Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 217/1
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 21-06-68 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by -
Услуги
Татьяна Ковальчук: «Нужно уметь увлечь детей и сделать их активными участниками образовательного процесса»
Заведующего кафедрой педагогики Татьяну Ковальчук студены знают как прекрасного преподавателя и человека доброй души. Её занятия не похожи друг на друга: при подготовке к каждому она находит изюминку, легко вовлекает обучающихся даже в самые трудные задания и не позволяет им лениться. Но педагогика в жизни Татьяны Александровны могла просто не случиться. Благодаря огромной силе воли, желанию стать высококвалифицированным специалистом и кропотливому труду, сегодня Татьяна Ковальчук – любимый преподаватель студентов и известный учёный в нашей стране.
– Добрый день, Татьяна Александровна! Знаю, у Вас был тернистый путь в профессию. Поделитесь своей историей.
– В то время, когда я была абитуриенткой, всех комсомольцев агитировали поднимать сельское хозяйство. Но мама сказала мне, что нужно выбирать дело по душе. Я хотела стать учителем белорусского языка и литературы. Однако обстоятельства немного изменили мои планы. Перед вступительными экзаменами я серьёзно заболела. Понимала, что отсутствие голоса не позволит мне сдать литературу. Так пришло решение поступать на географо-биологический факультет.
Все экзамены я сдавала с температурой под сорок градусов. После успешного прохождения двух испытаний даже хотела уехать домой в Малориту. Собрала вещи, выселилась из общежития и отправилась на вокзал. Но по дороге встретила маму. Она переживала за меня и приехала меня поддержать, объяснила, что не стоит останавливаться на половине пути и терять год.
Сейчас вспоминается с улыбкой, а тогда я действительно выглядела нелепо, потому что летом сдавала экзамены в свитере и пальто. Уже в процессе учёбы однокурсники рассказывали мне, что считали меня странной, а я на самом деле оказалась нормальным человеком.
– Студенческие годы вспоминаете?
– Студенчество – это лучшая пора в моей жизни. Мы успевали не только грызть гранит науки, но и ходить в походы, весело отдыхать после занятий, ездить на сельскохозяйственные работы. Нам нравилось убирать урожай. Во-первых, мы делали важное дело. Во-вторых, с нетерпением ждали вечера и наших посиделок у костра с песнями под гитару, обменом впечатлениями и возможностью помечтать. Запомнились практики на Кавказ и в Карпаты. Студенчество было насыщенным и многогранным.
– В какой момент поменялось направление Вашей деятельности?
– Всем распорядилась судьба. Выпускной курс заставил понервничать из-за распределения. Тогда молодых специалистов направляли работать на малую родину. В Малоритском районе вакансий не было. Мне предоставили выбор – возглавить комитет комсомола института или поехать работать в Могилёв. Но чуть позже нашлось место на факультете начального образования БГПИ. Я преподавала географию и краеведение.
Я хотела быть высококвалифицированным специалистом, а это требует постоянного совершенствования в профессии. Поэтому решила поступать в аспирантуру. Направление в аспирантуру по географии мне не дали, а вот по педагогике предложили. Именно тогда моя профессиональная деятельность тесно и навсегда переплелась с педагогикой.
– В университетских коридорах часто можно слышать, что обучающиеся университета уважают Вас. А как Вы оцениваете студентов?
– Мне нравится моя работа. Я уважаю каждого студента, независимо от того, отличник он или нет, душа компании или держится обособленно в группе. Абсолютно в каждом человеке я нахожу достоинства и стараюсь ему это доказать. И могу сказать, что у меня получается, так как мои даже самые робкие студенты в будущем достигают значительных профессиональных успехов.
В работе с обучающимися опираюсь на два принципа. Первый – не навреди. К сожалению, бывают случаи, когда педагоги обидным словом, излишней строгостью или категоричным отрицанием мнения молодого человека по тому или иному вопросу наносят раны обучающимся. Убеждена, что так делать нельзя. Это ведь может снизить интерес студента к изучаемой дисциплине или выбранной профессии.
Второй принцип – не нужно пытаться сразу изменить студента. Необходимо аккуратно указать на его ошибки и помочь ему их осознать. Только доброе отношение к обучающимся поможет им стать профессионалами.
– Татьяна Александровна, не можем обойти стороной назначенный Вам грант Президента Республики Беларусь. Как Вам удалось заслужить такое высокое доверие?
– Мне назначен грант в сфере образования на разработку учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Инновационные практики в образовании». Этот предмет уже вошёл в цикл дисциплин государственного компонента.
Летом 2023 года я подавала документы для участия в конкурсе на получение гранта. Это представление собственного видения комплекса, рекомендации ученых, обоснование, почему именно я должна стать разработчиком комплекса, и многое другое. Наверное, на решение комиссии в мою пользу повлияло то, что я являюсь членом временного научного коллектива по разработке заданий Министерства образования Республики Беларусь. Состою в научно-методическом совете по начальному образованию при Министерстве образования и провожу экспертизу учебно-методических пособий для начальной школы, которые претендуют на гриф. Думаю, важную роль сыграли рекомендации доктора педагогических наук, профессора Евгения Яковлевича Аршанского и заведующей лабораторией по начальному образованию Национального института образования Елены Алексеевны Гулецкой.
– Расскажите, пожалуйста, об учебно-методическом комплексе, который Вы разрабатываете.
– Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационные практики в образовании» будет состоять из учебной программы, курса лекций и практикума. Последнему уделю особое внимание, потому что важно научить студентов применять знания, а не только получать их. В комплексе можно будет найти субъектно ориентированные технологии, увидеть компетентностно ориентированный подход и выполнить практико-ориентированные задания. Его среду планирую информационно насытить, то есть дать ссылки на сайт Министерства образования, официальные образовательные ресурсы Беларуси и России, QR-коды.
Активная работа по практикуму позволит студентам развить универсальные компетенции, которые являются залогом успешности в любой деятельности. Например, критическое и креативное мышление, социально-эмоциональный интеллект и коммуникативные компетенции.
Будет предложено много заданий на работу в группах или парах, потому что на собственном опыте убедилась, что многие молодые люди не умеют работать в команде, хотя должны были научиться этому ещё в школе.
Считаю, что нельзя забывать о педагогике в действии. Мы со студентами постоянно к ней прибегаем. Да, сложно. Но очень интересно, полезно и эффективно. Я часто даю будущим учителям задание придумать и провести акции, марафоны, квесты для школьников. Сегодня недостаточно прийти к детям и просто рассказать тему. Простой пример: спрашиваю будущих педагогов, нравилось ли им, когда учитель пересказывал биографию писателя, озвучивал наизусть правила, формулы, даты. Необходимо уметь увлечь детей, сделать их активными участниками образовательного процесса. Например, в ГУО «Гимназия № 6 г. Бреста имени Героя Советского Союза маршала Г.К. Жукова» мы со студентами по предмету «Мая Радзіма – Беларусь» проводили квест. Дети с удовольствием выполняли интеллектуальные задания, в том числе исследовательского характера, осознали, что такое командный дух и получили много хороших эмоций. Воспитательное мероприятие пролетело незаметно.
– Вы очень занятой человек. А как же личное время, отдых, увлечения?
– Вы знаете, свободного времени практически нет. Отдохнуть от насыщенного рабочего ритма мне помогает чтение. Правда, и здесь мои интересы пересекаются с профессиональной деятельностью. Люблю читать психологическую литературу. Иногда смотрю психологические фильмы.
Вся трудовая деятельность заведующего кафедрой педагогики Татьяны Ковальчук связана с БрГУ имени А.С. Пушкина. Татьяна Александровна зарекомендовала себя сильным специалистом, инициативным и творческим преподавателем. Она много лет пользуется авторитетом у коллег и уважением – у студентов. Её работа ориентирована главным образом на обучение будущих учителей педагогическому мастерству, основой которого станет умение активно вовлекать в образовательный процесс детей и тем самым разжигать у них интерес к новым знаниям. Успехи Татьяны Александровны в труде отмечены нагрудным почётным знаком «Отличник образования», Почётной грамотой Министерства образования Республики Беларусь и другими наградами.
Юлия Вовк