-
Университет
224016, Республика Беларусь, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21
+375 162 37-00-96 (телефон)
+375 162 21-65-17 (телефон)
+375 162 21-70-53 (факс)
box@brsu.by -
Факультеты
- Абитуриенту
-
Студенту
- Иностранным гражданам
-
Образование
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 217/1
+ 375 162 37-01-27
marzans@brsu.by -
Наука
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов, 21, кабинет № 207
+375 162 21-66-86
nis@brsu.by
inovac@brsu.by -
Международная деятельность
224016, г. Брест, бульвар Космонавтов 21, учебный корпус № 1, кабинет № 117
+375 162 21-06-68 (телефон)
+375 29 21-06-115 (мобильный телефон)
int@brsu.by -
Услуги
Александр Шеметюк: «Я выбирал профессию учителя»
«С заботой о будущем» – с таким девизом приступил к работе в должности начальника отдела по образованию Кобринского райисполкома выпускник математического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина Александр Шеметюк. Александр Викторович – продолжатель семейной педагогической династии. Перед его глазами всегда был пример мудрых и ответственных родных, которые ежедневно занимались обучением и воспитанием подрастающего поколения. Сегодня он, переняв опыт старших и умело сочетая его с новыми тенденциями в сфере образования, вносит свой вклад в развитие отрасли.
– Александр Викторович, все мы родом из детства. Какие-то моменты того беззаботного времени вспоминаете?
– Я родился в деревне Дятловичи Лунинецкого района. Там жил недолго, потому что, когда мне было пять лет, наша семья переехала на малую родину отца – в городской посёлок Ружаны. Рос в педагогической семье. Папа – учитель физики и астрономии, мама – белорусского языка и литературы. Дедушка и брат – также педагоги. Я не сомневался, что пойду по их стопам и стану учителем. Общий стаж нашей семейной педагогической династии насчитывает более 250 лет.
В детстве читал «Настаўніцкую газету», потому что на её страницах шла дискуссия по поводу реформы в сфере образования. С учебным предметом я определился к девятому классу. Выбирал между математикой и историей. Отдал предпочтение первому, потому что учился в лицейском классе по физико-математическому профилю. Высшее образование получал в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина. Здесь же учились отец и дедушка.
– Какие воспоминания остались о студенческой жизни?
– Я учился на условиях целевой подготовки. Сначала жил у родственников, потом мне предоставили общежитие. Был погружён в учёбу, а вот в общественной деятельности был задействован точечно. Играл в КВН за команду математического факультета, во время фестиваля «Студенческая весна» выступал со сценкой без слов, она была построена на мимике и жестах.
Не забыл увлечение историей. Участвовал в олимпиаде, которую проводил исторический факультет ко Дню образования СССР, и занял призовое место. К слову, до сих пор люблю читать произведения на историческую тематику.
Мне запомнились многие преподаватели университета. Декан Александр Евгеньевич Будько вёл у нас математическую логику всего один семестр. Располагал к себе доброжелательностью. Всегда уважал Николая Антоновича Каллаура. Во время сдачи ему экзамена на четвёртом курсе произошёл курьёзный случай. Я не знал, как правильно решать задачу, поэтому предложил два варианта. Преподавателю это, мягко говоря, не понравилось. Занятия Николая Васильевича Силаева были очень содержательными, конспекты с его лекциями храню до сих пор. Каждый студент знал алгебру, теорию чисел, потому что эту науку грамотно преподавала Людмила Павловна Молодова. Остались в памяти лекции Виладия Мееровича Мадорского.
– После окончания университета Вы вернулись на малую родину. Какими были первые шаги в профессию?
– Первые шаги в роли педагога делал в своей родной школе. Работал учителем математики и информатики. Через четыре года занял должность заместителя директора, а ещё чуть позже стал директором школы. Всегда разграничиваю работу и личное. Но всё-таки испытываешь интересные чувства, когда у тебя в подчинении жена и мама. Когда мне предложили занять место начальника отдела по образованию Кобринского района, я согласился.
– Александр Викторович, ежегодно профессию учителя получают сотни молодых людей, но не каждому удаётся быстро идти вверх по карьерной лестнице и занимать руководящие должности. Как чувствуете себя в роли начальника?
– Заметил в своей жизни закономерность – примерно каждые 5 лет что-то меняется. Я решил остаться верным этой закономерности и в 2021 году в новом статусе отправился в Кобрин. Меня привлекала смена места жительства – при переходе на новое место работы у нас с супругой ещё не было детей, собственным жильём обзавестись не успели.
Сегодня занимаюсь совершенствованием системы образования в районе. В подчинении отдела 23 дошкольных учреждения, 32 учреждения общего среднего образования, 2 учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, учреждение специального образования, социально-педагогический центр с приютом, воспитательно-оздоровительное учреждение и учебно-методическое учреждение.
Отдел организует работу системы образования в целом и осуществляет руководство ею. Формируется бюджет, проводится кадровая политика, ведётся методическая работа, решаются вопросы питания и многие другие. Укрепляем материально-техническую базу. Только в 2024 году обновили 16 компьютерных классов и автопарк. Провели ремонт 29 учреждений общего среднего образования.
Скажу честно: мне не хватает преподавательской деятельности. Я выбирал профессию учителя, мне нравится общаться с детьми и учить их.
– Кобрин – четвёртый город по величине в Брестской области, он значительно больше Ружан. Какие впечатления от жизни и работы в нём?
– Расскажу одну историю. В детстве мне была интересна личность великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. У меня даже сохранилось фото школьного сочинения, в котором я писал, что хотел бы быть на него похожим. Сейчас окна моего кабинета выходят на военно-исторический музей имени А.В. Суворова и его бюст.
Я живу в новом расширяющемся микрорайоне в арендном жилье, недалеко от автовокзала. Кобрин – хороший город для жизни. Он комфортный. Есть доступ к медицине. Много возможностей для досуга – можно прогуливаться по пешеходной улице, посетить многочисленные кафе, аквапарк, ледовую арену, спортивные площадки. Летом особый шарм в городскую жизнь вносят фонтаны. Немаловажна и близость с областным центром.
– Чем увлекается начальник отдела по образованию?
– Времени на увлечения нет. Порой приходится уделять внимание выполнению профессиональных обязанностей и после окончания рабочего дня. Кроме того, я учусь в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и работаю над темой «Перспективы развития и пути совершенствования системы образования Республики Беларусь (на примере Кобринского района)». Самое главное – мы с женой воспитываем двухлетнюю дочь. Каждое утро, когда мы расстаёмся, дочь целует меня, а каждый вечер, когда возвращаюсь с работы, – бежит навстречу и обнимает меня. Свободное время посвящено в основном ей.
– Какие у Вас планы?
– Мне сложно планировать даже свой рабочий день, потому что постоянно появляются новые дела и задачи, не говоря уже об отдалённой перспективе. В настоящее время мне нравится моя работа, хочу и дальше заниматься совершенствованием системы образования. Цели расти вверх по вертикали у меня никогда не было. Хочу реализоваться по горизонтали.
Александр Шеметюк всей душой любит дело, которым занимается, максимально отдаётся ему и прежде, чем принять какое-либо решение, задумывается, как оно отразится на всех участниках образовательного процесса, особенно школьниках, ведь совсем скоро будущее страны окажется в их руках.
Юлия Вовк
Фото из архива Александра Шеметюка