Риск задержки развития ребёнка

Психоэмоциональное состояние женщины в период беременности, родов и послеродовый период

Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может обеспечить ребёнку положительное эмоциональное взаимодействие, защиту и стимулирование, что подвергает его риску задержки в развитии.

* * * * *

Многие женщины, страдающие от депрессии, испытывают трудности в уходе за собой. Они могут неправильно питаться, страдать от постоянной усталости и бессонницы, не посещать доктора, не следовать медицинским предписаниям, могут злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь, наркотики. Депрессия может серьёзно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. У неё может не хватать сил и энергии и на себя, и на малыша. Женщина может испытывать трудности с концентрацией внимания, стать раздражительной и быть не в состоянии дать своему ребёнку необходимую любовь и нежность. Как результат, она может чувствовать вину и потерять уверенность в себе, как в матери, что ещё более усугубит её депрессивное состояние. Учёные считают, что послеродовая депрессия у матери может оказать отрицательное влияние на развитие речи у ребёнка; вызвать эмоциональные и поведенческие проблемы, низкий уровень активности, трудности со сном и душевное недомогание у него.

Новорожденный ребенок находится в эмоциональной зависимости от материнского голоса, её жестов, движений и выражения лица. Женщина в состоянии депрессии избегает эмоциональных контактов, в том числе и контакта глазами. В результате дети таких матерей демонстрируют больше негативных эмоций, чем их сверстники, о которых заботятся мамы в благополучном эмоциональном состоянии.

Дети матерей с депрессией формируют своё поведение на основании опыта раннего детства, используя негативное поведение, плач и протест как стратегию привлечения внимания к своим потребностям.

Новорожденные дети генетически запрограммированы развивать тесные эмоциональные связи с матерью. Новорожденные чрезвычайно чувствительны к качеству ухода и развиваются в контексте эмоциональных отношений. Уже в возрасте 6 недель новорожденный может чувствовать себя несчастным, если его эмоциональная связь с матерью нарушена. Ребёнок, у которого была крепкая и безопасная привязанность к матери или человеку, заботившемуся о нём на протяжении первых лет жизни, более склонен устанавливать позитивные отношения с другими людьми: сверстниками, воспитателями, учителями. Такие дети более адекватно реагируют на неприятные ситуации в дошкольном и школьном возрасте.

У детей раннего возраста, матери которых находятся в состоянии депрессии, могут появиться эмоциональные расстройства, что влечёт за собой задержку развития. Малыши постарше могут демонстрировать агрессивное и импульсивное поведение. В детском саду или школе такие дети имеют проблемы в поведении, отношениях со сверстниками, испытывают трудности с доверием к взрослым, мотивацией к учёбе. Это означает, что материнские депрессии имеют длительные негативные воздействия на ребёнка. Старшие дети матерей, находящихся в состоянии депрессии, демонстрируют слабый уровень самоконтроля, агрессию, имеют проблемы с учёбой и в общении, что в последствии может сказаться на их полноценном развитии. Ребёнок может потерять способность к достижению успехов в учёбе, профессиональной карьере, личной жизни.

Information export support website

Official website about higher education in the Republic of Belarus for foreign citizens

The Centre for International Relations of the Ministry of Education of the Republic of Belarus