Областной научно-методический семинар учителей-словесников

20 апреля 2012 года на базе филологического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина состоялся областной научно-методический семинар учителей-словесников. Несмотря на то, что мероприятия подобного типа стали традиционными, проблемы, поднятые в выступлениях, отличались актуальностью. От их реализации зависит будущее урока литературы в современном образовательном пространстве. Название семинара – «Инновационные приемы в организации учебного процесса на уроках русской литературы» объединило учителей, совершенствующих традиционные виды работ на уроке литературы, и педагогов-новаторов, экспериментирующих с формами проведения занятий.

Проблемное поле семинара включало ряд важных для современного образовательного процесса вопросов. Центральным стал вопрос преподавания русской литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Выступление Н.И. Кондратович – заместителя директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 26 г. Бреста», учителя русского языка и литературы высшей категории – совмещало в себе взгляд на эту проблему учителя-практика и компетентного руководителя.

Учителя и преподаватели обратились к проблеме формирования предметных и метапредметных знаний и умений на уроке литературы в контексте современных образовательных процессов, обсуждали эффективность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы. Задачей доклада «Групповая исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русской литературы» учителя русского языка и литературы ГУО «Гимназия г. Иваново» И.В. Дробышевой было убедить собравшихся в необходимости данного типа работ не только в качестве самоцели, но и как эффективного средства развития мышления. О.Н. Слемнева (ГУО «Средняя школа № 12 г. Барановичи») в сообщении «Эффективность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы» затронула иные аспекты: эффективность исследовательской деятельности в условиях современной школы и ее значимость в воспитательном процессе, а подытожила все вышесказанное О.И. Бурак (ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста»).

К этой же проблеме обратилась в своем выступлении и М.А. Козлова (ГУО «Гимназия № 5 г. Бреста имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова»), чей доклад имел практическую направленность и содержал конкретные рекомендации по организации исследовательского пространства, сформулированные на основе собственного педагогического опыта.

Исследовательская деятельность открывает широкие возможности учащимся, но она будет полноценной только в том случае, если ее не ограничивать узкими предметными рамками. Доклад А.В. Долмат (ГУО «Лицей № 1 г. Барановичи») раскрыл тему формирования предметных и метапредметных знаний и умений.

Теме «Кабинет русского языка и литературы в условиях реализации основных образовательных программ» были посвящены доклады М.А. Кадетовой (ГУО «Средняя школа № 23 г. Бреста») и Л.М. Чирец (ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста»).

Были проанализированы современные УМК по русской литературе в контексте требований государственных образовательных стандартов нового поколения. Особый интерес вызвало обсуждение надобности факультативных занятий по русской литературе. Доклад Т.Е. Садовской (ГУО «Гимназия № 3 имени В.З. Коржа г. Пинска») «Факультативные занятия по русской литературе: за и против» убедил присутствующих в их необходимости, что было подтверждено в ходе дискуссии.

Кафедра теории и истории русской литературы

Share:

Information export support website

Official website about higher education in the Republic of Belarus for foreign citizens

The Centre for International Relations of the Ministry of Education of the Republic of Belarus