Туркменский национальный костюм

На формирование туркменского национального костюма оказали влияние климатические условия, род занятий, исторические взаимосвязи, эстетические и религиозные представления. Свободная и широкая одежда как нельзя лучше соответствовала прежнему кочевому образу жизни народа: в ней удобно было ездить верхом и сидеть на земле, в зной в ней прохладно, а в холодную пору года тепло.

 

Мужской костюм

Мужской костюм состоял из свободной рубахи и штанов на вздержке с широким шагом, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Поверх них носили халат, имевший длинные, собиравшиеся в складки рукава и шалеобразный воротник. Праздничный халат делали из полосатой ткани (шелка), чаще красной, в узкую белую и черную полоску. Края халата обшивали цветной тесьмой, сам халат шили на подкладке и простегивали сверху донизу. В холодное время и на торжества надевали два-три халата. Зимней одеждой была длинная шуба из овчины, мехом внутрь, по покрою подобная халату.

На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами – «ковуш».

Головным убором служила большая шапка из черного, коричневого или белого барашка – «тельпек», которая надевалась на тюбетейку и имела множество вариантов. Папаха из бараньей шкуры – основной признак достоинства мужчины-туркмена. Демонстративно сорвать ее с головы считалось большим оскорблением, которое нередко смывалось кровью.

«Тельпек» – весьма универсальная шапка, предохраняющая летом от жаркого солнца, зимой – от небольших морозов, присущих региону, а в непогоду – от дождя. Хотя и она имеет свои недостатки – значительные размеры, которые, несомненно, создают неудобства при некоторых земледельческих работах и в быту. Но на этот случай под папахой мужчины носят маленькую черную тюбетейку, поэтому «тельпек» легко можно снять и не испытывать неудобства от непокрытой головы.

Цвет «тельпека» может многое сказать о его владельце. Так, белые папахи носят молодые джигиты, черные и темно-коричневые – зрелые мужчины и старики, однако существуют еще и рыжие тельпеки («гызыл тельпек»), которые имеют право носить, только представители одной из привилегированных социально-религиозных групп – шихи.

 

Женский костюм

Женская одежда в Туркменистане до сих пор сохранила национальное своеобразие народного костюма. В наше время возродился интерес к туркменскому декоративно-прикладному искусству, и красочные национальные женские наряды снова стали модны.

В одежде туркменок преобладают многочисленные оттенки красного. Этот излюбленный в туркменском народном творчестве цвет символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство – способствовать благополучию, здоровью, деторождению, защищать от дурного глаза.

Женский наплечный халат

С этими же представлениями связаны, по-видимому, и узоры, покрывающие ворот, рукава и подол халатов и рубах. Для определенных районов и родоплеменных групп характерны особые орнаменты и цвета. Вышивание – традиционно женское занятие, которому начинали обучать девочек с 8–10 лет. Туркменские мастерицы владели несколькими видами швов, вышивали цветными шелковыми нитями различной толщины.

Женский костюм, как и мужской, состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора. Женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, формой воротника и количеством вышитых украшений. Рубахи женщин большинства туркменских племен шились из красного, малинового или темно-бордового домотканого шелка. Пожилые женщины носили платья-рубахи темных тонов со скромной вышивкой.

Верхней уличной одеждой мужчин и замужних женщин служили распашные халаты – «чабыты» и «чекмены», имеющие прямой покрой с разрезами на боках и незапахивающимися полами. Шили такие халаты из темно-синих, темно-зеленых или красных с белыми или желтыми полосками шелковых тканей. По полукруглому вырезу, бортам, подолу и боковым разрезам они украшались тонкой тесьмой. Дорогие праздничные халаты из зеленого или красного сукна отличались роскошной вышивкой. Иногда на улице или дома в присутствии посторонних мужчин женщины пользовались халатами как накидкой на голову.

Женский наголовный халат

Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин были своеобразный наголовный халат – «куртэ» или «чырпы».

Благодаря своему специфическому назначению он меньше обычных халатов и имеет декоративные ложные рукава. Праздничные наголовные халаты почти целиком украшались богатым растительным орнаментом.

Самая постоянная и обязательная часть головного убора мужчин, девушек и детей – полусферическая тюбетейка из красного шелка «тахья», расшитая мелким геометрическим узором.

Головные уборы замужних женщин очень разнообразны. Наиболее широко распространен «борик», по форме напоминающий усеченный конус, повернутый широким концом вверх. Он покрывался ярким наголовным платком с геометрическим разноцветным тканым узором по краям.

Национальный костюм туркменки нельзя представить без ювелирных украшений, служивших некогда своего рода амулетами, оберегающими от болезней и бесплодия. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть в украшениях стилизованные изображения животных и насекомых, связывавшихся некогда в представлении людей со стихиями природы. Уже в три-четыре года на девочку надевали браслеты и нашивали на одежду перламутровые пуговицы и бусины. С возрастом количество украшений увеличивалось.

«Борик» с наголовным платком

Особый интерес представляет небольшой серебряный купол – «купбы» – на девичью шапочку. От краев этого купола по всей тюбетейке разбегаются серебряные пластинки, заканчивающиеся бахромой подвесок. Такой головной убор с султаном перьев наверху напоминает небольшой боевой шлем.

Девичий («тахья») и женский («борик») головные уборы дополняют множество пластин, подвесок, заколок. Количество и характер ювелирных изделий во многом зависел от имущественного положения. В торжественных случаях женщина из богатой семьи надевала на себя по шесть-восемь килограммов украшений.

Ювелирным ремеслом занимались мастера-оружейники, ковавшие наравне с оружием красивые вещицы для женских нарядов. И естественно, что в отличие от ковроткачества, которым занимались женщины, ювелирное искусство было исключительно мужским делом. Большим уважением пользовались в народе оружейники и ювелиры.

Для украшений использовалось чаще всего серебро со вставками из натуральных камней: сердолика, приносящего покой, радость и изобилие, бирюзы, улучшающей зрение, кораллов, дающих богатство и изобилие всех плодов. Поверхность изделия покрывалась геометрическим и растительным гравированным узором. Для разных племен характерны различные орнаментальные элементы, однако всем туркменским украшениям свойственны пропорциональность, лаконичность, массивность.

В национальном костюме и ювелирных изделиях выразились эстетические представления туркменского народа с его древней художественной культурой, уходящей своими корнями вглубь веков.

shadow